Игрушки монтессори своими руками: материалы и 15 методик изготовления в домашних условиях

Монтессори материалы своими руками: 15 мастер-классов по созданию дидактического материала

Любящие родители готовы на все для всестороннего, а главное, комфортного и радостного развития своих детей.

Согласно методике воспитания Марии Монтессори, материалы, созданные своими руками, – все, что нужно ребенку для того, чтобы он полностью раскрыл свой потенциал. Сделать такие игрушки несложно, главное – задаться целью и уделить 2-3 часа своего времени.

Мы собрали несколько мастер-классов, более 30 идей, а также примеры дидактических игр по мотивам именитого итальянского педагога.

Особенности методики воспитания

«Образование – не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития ребенка. Он происходит не благодаря восприятию им слов взрослых, а представляет собой накопление опыта практических действий, само­стоятельных открытий, которые он черпает в окружающей его среде».

Великие слова великой женщины Марии Монтессори – ученого, врача, педагога, философа и гуманиста.

Более века назад она смогла обучить своих подопечных – умственно отсталых детей – так что они в чтении, письме и счете превзошли своих здоровых сверстников. Ее достижения всколыхнули весь мир и обнажили несовершенство традиционного обучения.

В 1907 году Мария открыла школу для здоровых детей в Риме. Методы, которые она использовала в работе, продолжают совершенствоваться по сей день.

Особенности обучения по Монтессори:

  • использование дидактических материалов, которые позволят ребенку заниматься самостоятельно: изучать, отрабатывать действия, обнаруживать и исправлять ошибки;
  • поощрение свободы ребенка, признание за ним права предаваться тому занятию, которое ему нравится, без ограничений по времени или любых других;
  • коллективное обучение в разновозрастной группе, где младшие перенимают опыт и знания старших, а те, в свою очередь, учатся заботе и ответственности;
  • отсутствие соревнования между детьми и какой-либо системы оценок;
  • побуждающая, поощряющая, содействующая роль воспитателя, но не ограничивающая и не предписывающая.

«Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Узнать о ней больше можно здесь.

Примеры игр

В специализированных школах Монтессори или классах по развитию детей всегда можно обнаружить массу интересных материалов: всевозможные сортеры, вкладыши, головоломки, рамки и целые борды на всю стену. Оторвать малыша от них невозможно.

Ребенок сам находит себе занятие, сам ставит задачу и решает ее. Например, передвигает шарики по деревянному лабиринту. Сначала его действия могут выглядеть хаотично. Ребенок знакомиться с материалом, пробует разную направленность и силу движений.

По мере развития он соображает, что нужно собрать шарики по 4 разным сторонам, согласно цвету больших шаров в углах.

В подобные Монтессори игры можно играть и в домашних условиях. И для этого вовсе не обязательно покупать дорогостоящие игрушки. Все предметы можно найти дома:

  • толстые нитки;
  • пуговицы, бусины;
  • палочки из-под леденцов, мороженого;
  • пластиковые емкости, баночки;
  • песок;
  • крупы, макароны, фасоль;
  • бельевую корзину;
  • мячи;
  • цветные прищепки;
  • посуду: кастрюли, стаканы, дуршлаг, ложки, поднос.

Даже с таким небольшим набором можно придумать множество игр по мотивам Монтессори. Чтобы начать игру, нужно показать ребенку, что можно делать с предметами. Например:

  • нанизывать бусины на нитку (по цветам, размерам или хаотично);
  • продевать нитку в дуршлаг, создавая всевозможные переплетения;
  • собирать палочки в закрытую емкость с прорезями;
  • выкладывать узоры из деревянных палочек (если на несколько штук, сложенных вместе, нанести рисунок, получится пазл);
  • сортировать, пересыпать, смешивать крупы, а также окрашивать их в разные цвета;
  • стучать деревянной палочкой, ложкой по посуде, получая разные звуки и создавая музыку;
  • ставить прищепки на разноцветный картон;
  • закидывать мячи в бельевую корзину;
  • строить из песка, разукрашивать его, рисовать палочкой или пальцами по песку, рассыпанному тонким слоем в подносе;
  • складывать посуду по принципу матрешки.

На самом деле даже пособия Монтессори перечисляют и описывают игры с подручными предметами. Все-таки целью воспитания является саморазвитие через взаимодействие с окружающим миром, поэтому и материалы должны быть простыми и понятными для малышей.

Примеры книг: Э. Тирио «52 недели занятий с ребенком», Э. Эррман, Р. Роччи «Я учусь с Монтессори», Д. Орлова «Большая книга Монтессори».

Топ-15 мастер-классов по созданию Монтессори материалов

Методика уделяет особое внимание тактильным ощущениям, то есть сенсорике.

Поэтому важно делать игрушки из натуральных и как можно более разнообразных материалов: дерева, металла, воды, желе, пластилина, пенопласта, камня, ткани и т. д. Также нужно предусмотреть безопасность будущих игр.

Деревянные изделия стоит обтесать, гвозди надежно вбить и загнуть. Если используется краска, следует убедиться, что она нетоксична.

Игры с карточками

Один из самых простых и популярных дидактических материалов Монтессори. Для создания карточек своими руками понадобятся листы А4, картон, фломастеры или краски.

Те, кто не умеет рисовать, могут распечатать картинки в любой типографии или дома на принтере. Рекомендуется делать рисунки большими и выразительными, обязательно реалистичными, не сказочными.

Для увеличения износостойкости картинки приклеиваются на картон и по желанию заклеиваются скотчем.

Какие карточки можно сделать своими руками и как с ними играть?

  1. С животными. Рекомендуется разделить карточки на группы: дикие, домашние животные, родители и их дети, животные разных континентов, морские обитатели, птицы, грызуны и т. д. Дальше ребенку выдаются резиновые или мягкие фигурки нарисованных экземпляров, которые он должен соотнести с картинкой и правильно расположить. Можно и нужно называть животных и коротко рассказывать о них.
  2. С фруктами и овощами. Принцип тот же самый. Малышу выдаются карточки с овощами и отдельно с фруктами. Рядом ставится большая миска с продуктами. Ребенок может не только раскладывать их по карточкам, но и щупать, нюхать, пробовать на вкус.
  3. С цифрами и буквами. Здесь вариаций несколько. На лист с буквами или цифрами можно раскладывать пластмассовые крышки с нарисованными буквами или деревянный, магнитный алфавит. Также буквы можно нанести на фасоль, морские камни, ракушки или вырезать их из цветного картона. Для изучения цифр подойдут счетные палочки, кубики. На картинке изображается число и количество предметов.

Мальчики по карточкам могут изучать марки машин. Также для развития полезно раскладывать геометрические фигуры, предметы быта, например ножницы, часы, нитки, посуду.

Сенсорные коврики

В качестве основы для коврика многие используют ненужные большие полотенца. Но также для этих целей вполне подойдут старые наволочки, куски плотной материи, отрезы ковролина, пенопропиленовые коврики-пазлы. Дальше на основу пришивается (приклеивается) материал, который будет развивать малыша.

Какие коврики можно сделать своими руками?

  1. С пуговицами. На основу пришиваются разные крупные пуговицы, которые малыш может щупать или даже ходить по ним (профилактика плоскостопия, вальгуса и других ортопедических проблем).
  2. Коврик-аппликация. Делается по задумке и имеет подвижные, разные на ощупь детали. Например, аппликация на тему день-ночь. Коврик зрительно делят пополам. На одной стороне нашивают солнце из желтой ткани, белые облака, тучку с нитками (дождик). Внизу располагают землю в виде кусочка коричневого ковролина, асфальт-наждачную бумагу. Можно пришить палочку-дерево, любые другие детали. На вторую половину прикрепляются луна, кровать с подушкой и одеялом и т. д.
  3. Из яиц «Киндер-сюрприз». Очень интересный коврик, где в каждой ячейке малыш может найти что-то новое: вату, мелкие шарики, камушки, опилки, магниты, монеты, пластилин, каштан. Для изготовления такой забавы пластиковые «желтки» протыкаются горячим тонким гвоздем снизу в двух местах, а затем пришиваются вплотную друг к другу. Можно дополнительно соединить их горячим клеем между собой.

Те, кто владеет мастерством вязания, могут коврик связать. Также интересна идея создания коврика из квадратов, которые можно соединять между собой пуговицами или пристегивать молнией.

Сортеры

По убеждению Монтессори, дети сами способны определять актуальную деятельность для саморазвития. Задача педагогов и родителей – предоставить им в свободное владение дидактический материал. Особенно хороши в этом плане различные сортеры и вкладыши, где малышу не нужно указывать на ошибку, он сам способен обнаружить ее.

Итак, что можно сделать своими руками для Монтессори игр?

  • Из бутылок и короба. Понадобиться большой невысокий короб и 7 бутылок с разноцветными крышками (можно выкрасить самостоятельно). Сначала сверху на короб наклеиваются разноцветные прямоугольники, а бутылки отрезаются по его высоте. Затем напротив каждого цвета вырезаются отверстия для горлышек бутылок. По задумке ребенок прикручивает крышки, соответствующие приклеенному цвету.
  • Из лоскутов ткани. На большой отрез пришиваются прямоугольники и пристрачиваются кармашками, затем на каждый отдел приклеивается аппликация. Это могут быть цифры, буквы, геометрические фигуры. Дальше малыш раскладывает по кармашкам нужные материалы.
  • Из картона. Принцип тот же, что и у вкладыша из ткани, только за основу берется ватман, а прямоугольники вырезаются из картона. Для разделения на кармашки можно использовать скотч, клей, степлер. Внутрь вкладываются плоские фигуры. Например, в один кармашек – круги, во второй – квадраты и т. д.
  • Из пищевых контейнеров. Из пластиковых лотков можно изготовить всевозможные сортеры. Например, проделать раскаленным гвоздем фигурные отверстия в виде круга, квадрата, треугольника, узкой полоски. Ребенок сможет складывать в контейнер монеты, шарики, кубики и т. д.
  • Из спичечных коробков. Самые простые вкладыши, которые можно сделать за полчаса. Наверх нужно наклеить изображение фигурок, которые ребенок будет складывать внутрь: цифры и соответствующее количество палочек, буквы, цвета, геометрические фигуры.

Игрушки для мелкой моторики и другие

Практически все материалы Монтессори развивают мелкую моторику, повышают концентрацию внимания и тренируют память. Они не делают из ребенка гения, но помогают развиваться естественно и раскрывать весь свой внутренний потенциал.

Какие еще игрушки можно сделать своими руками?

  • Кубики с буквами. Для обучения чтению можно сшить кубики из ткани, набить их синтепоном и нашить аппликации в виде букв алфавита. Ребенок сможет их не только видеть, но и осязать, проводить по букве пальчиком, а позже составлять слоги и слова.
  • Ручная игрушка. Для ее изготовления понадобятся гелевые шарики, которые набухают в воде, прозрачный плотный воздушный шар, лента. Набухшие шарики вместе с небольшим количеством воды насыпают в бутылку с узким горлом, затем сверху натягивают воздушный шар, переворачивают и завязывают лентой. Такую игрушку очень приятно мять руками, растягивать в разные стороны.
  • Игрушка с прищепками. Из плотного разноцветного картона делаются аппликации в виде зверей или овощей, и рядом размещается коробка с разноцветными прищепками. Ребенок размещает их по цветам или заполняет недостающие места: иголки у ежика, лапки жука, ботва морковки.
  • Деревянный куб. Для его изготовления понадобятся доски, пила, лобзик, молоток, щеколда, выключатель, розетка, навесной замок и дверная ручка. Сначала из доски выпиливаются 6 квадратов, на каждую сторону прикрепляются все предметы, а затем собирается развивающий кубик. Конечно, без мужской помощи маме такой кубик сделать будет сложно.

Идеи в картинках

Деревянные Монтессори материалы можно не только сделать своими руками, но и купить. Вот что предлагают магазины:

Кстати, умелым папам не составит труда скопировать идею и воплотить в жизнь.

В заключение стоит отметить: пытаясь воссоздать Монтессори среду дома, важно не переусердствовать. В комнате должно быть несколько зон: отдыха, активности, переодевания, творчества. Главное – это не количество материалов, а воспитание самостоятельности в ребенке.

Очень важно, чтобы мебель и предметы вокруг были безопасны и удобны для пользования. Грубо говоря, малыш должен иметь возможность свободно реализовать свои желания, переодеться, взять нужный предмет с полки, а затем убрать.

Вот, собственно, и весь секрет методики Марии Монтессори.

Источник: https://Razvivashka.online/games/montessori-materialy-svoimi-rukami

Развивающие игрушки Монтессори своими руками

Любящие родители хотят дать своему ребёнку только лучшее. Одежда, еда, образование — лишь вершина айсберга. Мамы стараются сделать развитие малыша многогранным, чтобы он как можно раньше научился говорить, считать и читать, рисовать и петь. В каждом маленьком человечке заложен огромный потенциал и желание родителей реализовать его естественно.

Именно поэтому сегодня так популярна методика детского развития Марии Монтессори. Увлечённые мамы даже делают игрушки Монтессори своими руками. Они не уступают в эффективности фирменным и к тому же несут особый заряд маминой любви и заботы.

Сегодня особая мода на раннее развитие, потому школ, называющих себя Монтессори, множество.

Обратите внимание

Среди них встречаются и не совсем добросовестные, где с детьми занимаются, может быть, добрые и хорошие воспитатели, но не получившие соответствующих сертификатов. Кроме того, очень много кривотолков вокруг таких заведений. Нередко учителя младших классов школы отмечают, что дети из таких групп не дисциплинированны и безвольны.

Читайте также:  Запор у ребёнка: причины, 3 вида, 5 способов борьбы с затруднённым опорожнением кишечника

Им сложно адаптироваться и воспринять обучение не по желанию, как принято в группах Монтессори, а по необходимости.

Но как бы ни было, пользу самих игрушек, разработанных известной итальянкой, трудно оспаривать.

  1. Основное преимущество монтессори-материалов — простота, благодаря которой ребёнок способен без помощи взрослого, интуитивно понять принцип их действия. Такие игрушки не перегружены аксессуарами, отвлекающими внимание, и ненужными «фишками».

    Даже пирамидки выполнены в одном цвете, что взрослым кажется скучным, но вот детям — в самый раз.

  2. Кроме того, малыш получает возможность самостоятельно увидеть и исправить свои ошибки. Ему нет необходимости обращаться к старшим, чтобы понять, правильно ли он всё сделал. Самостоятельность — одна из основ методики Монтессори, которая реализуется и в игрушках.

  3. Немаловажно, что материалы Монтессори (именно так известная итальянка предпочитала называть игрушки) не содержат «химии». Они выполняются преимущественно из дерева и тканей, а элементы, цвет которых не принципиален, даже не красятся. Именно такие, деревянные игрушки безопасны для детей, приятны на ощупь и безвредны, если кроха потянет их в рот.

  4. Основоположница теории одна из первых обратила внимание на связь мелкой моторики с развитием устной речи. Потому основная часть её материалов рассчитана именно на выполнение точных, мелких движений пальцами рук.
  5. Дидактический материал, используемый в методике Монтессори, учит ребёнка систематизировать информацию.

    Таким образом, полученные малышом знания о мире раскладываются в его голове «по полочкам».

  6. Несмотря на простоту, или, скорее, благодаря ей, монтессори-игрушки притягательны для детей. Потому малыши занимаются с удовольствием, сами тянутся к новым знаниям и стремятся развиваться.

Стоит обратить внимание родителей, что сама методика воспитания разрабатывалась для детей, отстающих в развитии. Потому неукоснительное соблюдение всех её принципов можно поставить под вопрос. Но монтессори-материалы, напротив, идеально подходят здоровым и любознательным детям.

Они призваны раскрыть потенциал ребёнка, в максимально простой форме донести ему нужную информацию, развить мелкую моторику и вызвать интерес к дальнейшему обучению.

Чем старше ребёнок, тем сложнее становятся интересные ему игрушки. Но материалы для детей с полутора до 3-4 лет каждой маме под силу выполнить самостоятельно.

Для этого пойдут в ход старые предметы одежды, разные виды круп, картон. А пуговицы всех форм и размеров станут настоящим сокровищем!

Интересно, что сама Мария Монтессори не работала с малышами младше двух-трёх лет. Игрушки Монтессори для детей до года — это то, что было придумано уже её последователями и учениками. Равно как и школы раннего развития, куда мамы теперь могут приходить уже с 8-месячными детьми.

Сенсорный коврик

Начнём с игрушек для самых маленьких, которые едва научились лежать на животике. Их надолго увлечёт коврик с разными интересными элементами. Сделайте его из разноцветных лоскутов или нашейте на однотонную основу кусочки разных тканей, оформив картинку-историю.

Но на самом деле в этом нежном возрасте малыш ещё не оценит ваше творчество. Его пока интересуют фактуры, элементы соединения и цвета.

  1. Так как кроха будет играть и на полу, сделайте синтепоновую основу для коврика.

  2. Оформите его пуговицами, разными тканями, ленточками, кружевами.

Такая игра — одна из первых на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия.

Если на коврике есть сюрпризы в виде застёжек, липучек, молний, то малыш приобретёт и полезные навыки, необходимые в повседневной жизни.

Тактильные дощечки

Такую игру можно предложить даже тем малышам, которые ещё не научились ползать. Они с удовольствием будут щупать незнакомые материалы, развивая тактильное восприятие. Это простимулирует отделы мозга, ответственные за речь и фантазию.

  1. Порежьте лист картона на равные прямоугольники.

  2. Вырежьте такие же прямоугольники из различных материалов: мелкозернистой наждачной бумаги, меха, велюра, шёлка, трикотажа, кружева, бархата, виниловых обоев и т. д.
  3. Наклейте их на картон и сложите в коробочку.

Пусть ребёнок наугад достаёт карточки и с закрытыми глазами рассказывает свои ощущения.

Самым маленьким лучше играть с материалами, приклеенными на большой лист плотного картона. Так кроха не потянет их в рот.

Учим цвета

Мария Монтессори считала, что для изучения каждого нового навыка подходит строго определённый период. Мы понимаем, почему малышу лучше не начинать ходить до года — позвоночнику не нужна такая нагрузка.

Но почему-то стараемся нагрузить мозг ребёнка разной информацией в совершенно неподходящее время.

Различать цвета и оттенки ребёнок способен года в полтора, но называть их он начнёт гораздо позже.

Развивать цветовое восприятие можно начинать в этот же период.

Важно

Лучше всего для таких целей использовать различные цветные коробочки, стаканчики и мелкие элементы разных цветов. Пуговицы, картонные квадратики, большие бусины, крашеная фасоль и всё, что ещё придёт в голову.

В качестве «сортеров» подойдут и разукрашенные формы для льда, тарелки под пасхальные яйца, спичечные коробки и т. д.

Разные цилиндры

У Монтессори несколько подобных материалов для различных целей. Подходят они для детей от трёх лет, за исключением совсем простых с одним или двумя элементами. Обычно игрушка представляет собой деревянный брусок с отверстиями, в которые вставляются цилиндры. А вот сами цилиндры могут быть разной толщины, высоты и цветов.

  1. Для развития визуального восприятия размеров цилиндры изготавливают одинаковых диаметров, но разных по высоте. В подставке они обычно выстраиваются в ряд от меньших к большим.
  2. Допустим и вариант с одинаковыми по высоте, но разными в диаметре цилиндрами.

  3. Ещё цилиндры могут быть разными и по высоте, и по диаметру — самые длинные являются самыми толстыми, а короткие — тонкими.
  4. В одной основе можно совместить все три предыдущих варианта, но чтобы ребёнок не запутался, цилиндры из одного ряда разукрасьте одним цветом.

  5. Для улучшения цветовосприятия понадобится четыре комплекта окрашенных цилиндров разного диаметра. Их можно вставлять в отверстия основы или просто ставить в соответствующие коробочки.

Заменить такие деревянные игрушки Монтессори можно с помощью подручных материалов.

Основу легко изготовить из пенопласта и канцелярским ножом аккуратно прорезать в нём отверстия соответствующего диаметра. Сами цилиндры сделайте из солёного теста. Не забудьте в верхней части каждого приклеить ручку, чтобы малышу было удобно доставать их из блока-основы.

В процессе извлечения участвуют те же пальцы, что в будущем будут держать ручку, потому такое упражнение косвенно готовит ребёнка к письму.

Кроме того, расставляя цилиндры разной толщины просто на столе, малыш дополнительно знакомится с основами физики — чем толще цилиндр, тем он устойчивее.

Рамки-вкладыши

В зависимости от сложности эта игра может увлечь и совсем малышей с полутора лет и более старших детей. В оригинальном исполнении это деревянная доска с отверстиями различной формы, в которые вставляются соответствующие фигурки-вкладыши. Каждый вкладыш имеет посередине ручку для удобства извлечения.

Такая игрушка учит ребёнка аккуратности и внимательности, развивает умение работать с мелкими деталями, помогает освоить геометрические фигуры. Если на доске в ряд расположены одинаковые фигуры разных размеров, то ребёнок познаёт понятие «больше-меньше».

  1. Возьмите два листа толстого картона.

    Один исполнит роль задней стенки, в другом будут располагаться сами вкладыши.

  2. В одном из листов вырежьте фигуры. Можно всего 3-4 или пару десятков разных размеров — зависимо от возраста ребёнка.
  3. К вырезанным фигурам приклейте кусочек пенопласта или пришейте пуговицу, чтобы ребёнок мог вставлять и доставать вкладыши.

  4. Склейте вместе листы картона.

Коробочка с запахами для развития обоняния

Ребёнку с двух до четырёх лет будут интересны различные запахи. Известно, что память на ароматы — самая стойкая и малышу не будет лишним развить её. Для этого у именитой итальянки, конечно, нашёлся свой материал.

Такие развивающие игрушки Монтессори в оригинале представляют собой сундучок или коробочку с выемками, куда вставляются цилиндрической формы бутылочки с разными запахами.

Дома можно в качестве таких бутылочек использовать «желтки» от киндер-сюрприза, баночки с завинчивающимися крышками (например, от детского пюре) и даже просто спичечные коробки.

Насыпать в них можно что угодно:

  • сушёные грибы;
  • корицу;
  • кофе;
  • цедру апельсина;
  • хвою;
  • мяту;
  • мыльную стружку.

Со старшими детьми можно играть в такое лото запахов, разнообразив его более сложными ароматами: бергамотом, специями и т. д. Играть можно по-разному. Для самых маленьких распечатайте изображения содержимого баночки, объясните, что это и где используется.

Старшие уже должны угадывать запах, рассказывать о нём, находить одинаковые ароматы и сортировать их (сладкие, древесные, пряные).

Сенсорные мешочки

Эта категория игрушек для малышей, которым уже скучно просто щупать фактурные карточки. Перебирать содержимое мешочков пальцами будет интересно крохам уже с полугода, а более осознанно играть с ними будут дети лет с двух. Попросите ребёнка найти наощупь пары с одинаковым наполнителем, рассказать о своих ассоциациях или придумать историю.

  1. Купите чётное количество воздушных шариков.
  2. Подготовьте различные наполнители: фасоль, орехи, горох, мелкие камушки, песок, гречку, рис, зёрна кофе.
  3. Засыпьте наполнители в шарики и завяжите их.

Если шарики не кажутся вам привлекательными, пошейте мешочки самостоятельно из непрозрачной плотной ткани.

У Монтессори они выглядят как почти плоские прямоугольные саше, ровного спокойного цвета.

Болты для навинчивания

Тут без помощи супруга не обойтись, но результат того стоит. Дощечка с несколькими, расположенными по возрастанию диаметра, болтами и набором гаек отлично развивает мелкую моторику и учит ребёнка внешне оценивать размеры предметов.

  1. В качестве основы возьмите лист ДСП или другую ненужную дощечку длиной до 15 см и толщиной 5-7 см.
  2. Просверлите в ней отверстия и вставьте несколько болтов. Зафиксируйте их гайками.
  3. Второй набор гаек дайте ребёнку — пусть навинчивает.

В принципе, можно не усложнять себе жизнь сверлением дощечки. Достаточно болты и гайки сложить в две жестянки — игрушка готова. Причём в таком исполнении у ребёнка будут задействованы обе руки.

Учитывайте, что гайки довольно мелкие, потому лучше находитесь рядом с ребёнком во время игры, чтобы он случайно не проглотил одну из них.

Карточки Монтессори

Это целая категория интересных игр. Они направлены на развитие логики, разностороннего мышления, понимание цветов и форм. Карточки подойдут как малышам в возрасте полутора-двух лет, так и более старшим детям — в зависимости от сложности и количества. Сделайте их один раз и надолго следующим образом.

  1. Возьмите 3-4 листа разноцветного картона — это будет основа для распознавания цветов.
  2. На белой плотной бумаге нарисуйте или распечатайте изображения разных категорий предметов в той же цветовой гамме, что и выбранный картон. Например, синий квадрат, жёлтый круг, красный ромб — это геометрические фигуры.

    Далее, цветы: синий василёк, жёлтый одуванчик, красная роза. Так же с животными, фруктами, овощами.

Цель — разложить карточки с изображениями на картон соответствующего цвета. Начинайте знакомство малыша с тремя цветами и геометрическими фигурами, а с возрастом добавляйте категории.

Просите ребёнка сортировать их по группам, цветам, разделять на съедобное и несъедобное, живое неживое и т. д.

Бизиборды

Пожалуй, это самая распространённая игрушка, которая очень нравится родителям, потому что увлекает детей надолго.

Она представляет собой развивающую доску, на которой собраны сразу несколько из уже описанных или других материалов. Сделать её дома совершенно несложно.

За исключением самой деревянной доски, все остальные элементы можно найти в кладовке, среди вещей, о которых супруг говорит «не выбрасывай, вдруг пригодится!» Вот и пригодилось.

Поместите на бизиборд:

  • выключатели света;
  • щеколду;
  • гофрированную трубку и шарик на верёвочке;
  • диск от старого телефона или кнопочную панель от его более молодого последователя;
  • розетку и вилку;
  • вентиль от водопроводного крана;
  • колокольчик;
  • приклейте 3-4 рамки-вкладыша;
  • шнуровки;
  • застёжки-липучки;
  • штекеры от телевизора и гнёзда под них.

Не стоит дополнять доску яркими картинками — не перегружайте восприятие малыша. Дайте ему возможность вникнуть в суть вещей, не отвлекаясь на ненужный антураж.

Источник: https://www.tikitoki.ru/post/razvivajucshie-igrushki-montessori-svoimi-rukami

Материалы Монтессори своими руками: игрушки, пособия, занятия

В домашних условиях несложно сделать материалы Монтессори своими руками без значительных материальных… Обеспечив ребёнка часто меняющимися пособиями…


[ads-for-wp ads-id=»9157″][ads-for-wp ads-id=»9158″]

Система Монтессори давно отметила своё столетие, однако её методы и поныне нисколько не потеряли свою актуальность. Основной её идеей является то, что родителям нужно подарить ребёнку свободу.

За ней последует возрастающая самостоятельность и взросление крохи. Также малышу необходима так называемая подготовленная среда, которая подразумевает особый быт и большое количество дидактических материалов, способствующих его сенситивному развитию.

Все это несложно организовать в домашних условиях без значительных материальных затрат, изготовив многие игры Монтессори своими руками.

Суть метода Монтессори

О какой свободе идёт речь? Обеспечив ребёнка хорошими, часто меняющимися пособиями, взрослый в процессе занятий является не руководителем, как это принято в классических системах обучения, а лишь помощником. Поначалу к этому сложно привыкнуть, но малыш сам должен выбирать, чем ему хочется заняться на данный момент.

Конечно, подобный подход скорее подойдёт детям, которым уже есть 3 года, ведь именно с этого возраста кроха способен осознать свою самостоятельность. А родители её должны дома всячески поощрять и содействовать взрослению малыша: учить его одеваться и обуваться, чистить зубы, убирать за собой вещи и игрушки, включать в процесс приготовления еды и сервировки стола.

Сами игры изготавливаются из натуральных материалов и часто представляют собой обычные предметы обихода, которые без Монтессори вы бы и не подумали дать маленьким детям.

Тематический материал:

Что такое Монтессори-среда

Для занятий по данной методике пространство детской необходимо организовать так, чтобы крошка мог самостоятельно обратиться к нужным пособиям. Обучающие материалы нужно разложить в соответствии с их предназначением:

Сортировка

Проведите «ревизию» в игрушках и сложите отдельно те, которые способствуют формированию мелкой моторики, цветовосприятия, речевых и математических умений, тактильных ощущений и т. д. После такой сортировки вы поймёте, какие игры следует изготовить, а какие дома в избытке.

Зонирование

Теперь, собрав все по коробкам или контейнерам, вам нужно определить их в подходящие места. Это могут быть полочки, тумбочки или этажерки, до которых ребёнок может дотянуться сам. Но помните, что с некоторыми предметами дети должны играть под родительским присмотром.

Комплектование

Игр и пособий понадобится немало. Что-то из этого можно купить, но большинство «развивалок» легко изготовить и дома из ненужных материалов.

Готовим дидактические материалы

Какие развивающие игрушки под силу сделать дома любому родителю? Простейшие варианты для детей от 4-го года жизни:

Сундучок с тканями

Нарежьте один или несколько кусочков разнофактурных тканей. В процессе занятия нужно вначале дать ребёнку их хорошенько изучить тактильным способом. Затем он будет доставать заданный лоскут материала на ощупь.

Секретный мешочек

И снова игра на развитие сенсорных ощущений и мелкой моторики. В красивый мешочек положите несколько хорошо знакомых крошке предметов. На занятии можно предложить ему вынуть заданную вами вещь или, не подглядывая угадать, что ему попалось в мешочке.

Ароматное саше

Их также можно сделать дома из обычных детских носочков. Поместите в них ароматные наполнители (цедра цитрусовых, травы, кофейные зёрна) и туго завяжите. В игре дети угадывают запахи, развивая тем самым сенсорное восприятие мира.

Рельефные буквы и цифры

Подготовьте шаблоны знаков и приклейте их на плотный картон. Затем их нужно вырезать и обмазать по контуру клеем. Сверху насыпьте манку или другую крупу и после высыхания снова закрепите слоем клея.

Для самых маленьких исследователей мира, которым ещё нет года, тоже можно смастерить некоторые развивающие игрушки.

Тактильные дощечки

Идея их создания схожа с рельефными буквами, только в этом случае вместо знаков будут выступать одинаковые по форме и размеру таблички. Кроме круп, на них можно нанести различные виды ткани, царапины, войлок, кусочки меха, гофрированную бумагу и др. Играя с ними, малютка будет учиться различать поверхности, сортировать и складывать их в соответствии со своими ощущениями.

Сенсорные коврики

Чтобы пошить такой коврик дома, подберите лоскуты различных по фактуре материй и сшейте из них узкую и длинную дорожку, её можно дополнить шерстяными и меховыми вставками. Хорошо если она на мягкой основе, потому что малыш будет ползать по её поверхности голышом, чтобы как следует изучить свои ощущения от различных рельефов.

Крышки

Игры с крышками не только учат детей ориентироваться в формах и размерах, но и развивают ловкость рук. Подготовьте баночки разных размеров, их крышки положите в коробку. Задание: подобрать к банке соответствующую крышку.

Аналоги классических Монтессори-игрушек

Кроме вышеперечисленных игрушек, есть ещё несколько пособий, которые пользуются особой популярностью среди родителей. Их также вполне возможно изготовить в домашних условиях, применив минимум усилий и средств.

Рамки-вкладыши

Что понадобится: плотный картон (можно воспользоваться коробкой из-под обуви), цветная бумага и основа (например, ватман).

Из картона нужно вырезать одинаковые прямоугольники. Их количество зависит от того, со сколькими фигурами вы будете знакомить кроху. Если ему около года, будет достаточно основных четырёх форм (круглая, прямоугольная, квадратная и треугольная).

В каждой карточке вырезается несколько одинаковых фигур разного размера. Украшаем их лицевую часть цветной бумагой так, чтобы все вкладыши одной формы были разного цвета.

Совет

Ребёнку будет удобнее манипулировать фигурками, если на них прикрепить по бусинке или пуговице.

Приклеиваем рамки на основу и приступаем к занятиям!

С такой игрушкой можно обучить малыша цветам, формам и размерам. Подходит пособие для детей от года и старше.

Пирамидка из подушек

Что понадобится: квадратные выкройки из флиса, наполнитель (например, синтепон), липучки.

Шьём тканевые подушки разной величины, подбирая цвета так, чтобы нижняя часть верхней подушки совпадала с цветом верхней стороны предыдущей. Цвета, размеры и количество подушек зависят от ваших предпочтений и материалов, которые вы найдёте дома.

Чтобы наша пирамидка не падала, нижнюю подушку нужно заполнить каким-то тяжёлым наполнителем, например, гречкой, а в центре каждой пришиваются липучки.

Можно поэкспериментировать с наполнителями и положить внутрь элементов игрушки целлофан, слюду, вату и т. д.

Мягкая пирамидка понравится детям от года. В игровом процессе она будет способствовать запоминанию цветов, развитию тактильных ощущений, формированию понятий «больше — меньше».

Организовывая занятия, помните, что система Монтессори предполагает смену и усложнение дидактических материалов только при условии успешного усвоения предыдущих.

Цветные ёжики

Пожалуй, это самая простая и доступная из игрушек Монтессори своими руками. За две минуты вырезаем из цветного картона ёжика или целое семейство зверюшек и цепляем на него с ребёнком прищепки.

Шнуровки

Являясь чрезвычайно полезными для моторики рук, игры-шнуровки знакомы каждому родителю. И лишь немногие из пап и мам знают, что это элемент системы Монтессори. А так как шнуровки тоже являются достаточно дорогими, будем мастерить их дома из подручных материалов.

Вместо деревянной основы можно воспользоваться фанерой или плотным картоном. Делаем в заготовке отверстия, если используете картон, подойдёт даже обычный дырокол.

Обратите внимание

Форма заготовки зависит от вашей фантазии, это может быть имитация обуви, которую кроха будет шнуровать, пуговицы, кораблики и т. д. Если времени совсем нет, за одну минуту можно проделать дыроколом отверстия в обычной картонной картинке, которая найдётся у любого ребёнка.

Если говорить о возрасте, то «пришить» шнурком пуговицу под силу детям даже одного года. Игры с сюжетными картинками и многочисленными деталями заинтересуют малышей 3-4 лет.

Скользящие мягкие шарики

Суть игры: у ребёнка 4 меховых шарика, по одному они проталкиваются через трубку, последний выталкивает первый и т. д.

Это у Монтессори. Дома вместо меховых элементов, можно использовать помпоны из пряжи или просто клубки шерстяных ниток одинакового размера.

Чтобы сделать игрушку нам понадобится основа (крышка от коробки), втулка, через которую будут проходить шарики и ножка, держащая её над поверхностью (бутылка из-под шампуня).

Вырезаем во флаконе два отверстия, через которые будет проходить втулка. Её диаметр зависит от размеров проталкиваемых предметов, длина должна соответствовать трём помпонам, сложенным в ряд.

Просовываем и приклеиваем картонный цилиндр. Закрепляем бутылку на основе. Для прочности обклейте крышку коробки и картонную втулку скотчем, можно украсить цветной бумагой.

Данный вид игры надолго увлечёт даже детей до года. Она прекрасно подойдёт для развития цветовосприятия и мелкой моторики.

Поощряйте познавательный интерес своего ребёнка. Учитесь превращать в игру все предметы обихода, которые интересуют его, ведь только так малыш будет быстрее развиваться и сможет приобрести необходимые ему навыки.

Источник: http://RearChildren.ru/metodiki/materialy-montessori-svoimi-rukami/

Игрушки монтессори своими руками, мастер класс, фото, инструкция

Система итальянского педагога Марии Монтессори – это своеобразный проводник для ребенка возрастом до года и старше во внешний мир.

Она играет роль помощника в развитии чувств, ощущений, ловкости рук, совершенствовании навыков мелкой моторики.

Развивающие игрушки Монтессори достаточно просты в изготовлении, то есть сделать их своими руками под силу любому родителю.

Важно

Даже для ребенка возрастом до года они окажутся прекрасным развивающим инструментом, помогут отделить частное от общего, большое от малого, покажут разнообразие форм и предметов этого мира.

Как сделать своими руками эти развивающие игрушки? И какими они бывают – что лучше поможет развить мелкую моторику, ловкость рук, а что больше сыграет роль в формировании логического мышления?

Лист Монтессори с геометрическими фигурами

Нам понадобятся:

  • Коробка из под конфет или картон, достаточно жесткий;
  • Ватман или плотный лист из альбома;
  • Цветная бумага.

Для начала необходимо разрезать коробку или картон на небольшие прямоугольники. Сколько их будет – решать вам, это зависит от того, с каким количеством фигур вы хотите познакомить своего ребенка. В принципе, малышу возрастом до года и чуть старше достаточно будет квадрата, круга, прямоугольника и треугольника.

Вырезанные фигуры обклеиваются своими руками бумагой разных цветов. Допустим, желтый треугольник, красный квадрат, зеленый прямоугольник, синий круг. Затем эти фигуры наклеиваются в один ряд на листе ватмана.

Второй ряд наклеивается по тому же принципу, но фигуры следуют в другом порядке – ином, чем первый ряд, и имеют уже другие цвета. То есть красный треугольник, желтый круг, зеленый квадрат, синий прямоугольник.

И по такому же принципу наклеиваются третий и четвертый ряд.

Таким образом, ребенок возрастом до года и чуть старше учится отличать понятия «цвет» и «форма». Осознавать, что предметы одного цвета необязательно совпадают по другим характеристикам. Такие развивающие уроки от Монтессори очень важны для малыша, а сделать своими руками такую наглядную таблицу можно буквально за полчаса.

Крышки с буквами Монтессори

Сделать своими руками эту игрушку Монтессори смогут те, у кого в доме найдется 33 одинаковых металлических крышечки от банок. И магнитные буквы.

Принцип достаточно прост – буквы соединяются с внутренней стороной крышечки, крышечки переворачиваются наружу. Ребенок должен своими руками перевернуть все крышечки и найти буквы.

Совет

Это одинаковым образом развивает и мелкую моторику, и логическое мышление, и память.

Разумеется, эти развивающие игры уже не для ребенка возрастом до года, а чуть постарше. Допустим, лет трех. После того, как все крышечки перевернуты, а буквы найдены, можно учиться составлять слоги и даже слова. Эта игра от Монтессори хороша тем, что играть в нее можно вплоть до 5-6 лет, пока ребенок не пойдет в школу.

Цветные ёжики

А вот игрушка Монтессори, созданная, главным образом, для развития мелкой моторики.

Для того, чтобы изготовить ее своими руками, понадобятся цветная плотная бумага, клей и разноцветные прищепки.

Сначала надо вырезать из бумаги ежиков, по две половинки для одной фигурки. Затем половинки склеиваются, на мордочке ежика рисуются носик и глазки. Потом ребенок своими руками должен наделить ежика иголками, то есть прищепками. Цепляя прищепку к спинке вырезанной игрушки, малыш должен называть цвета. Кроме развития рук и мелкой моторики, эта игрушка Монтессори помогает и укрепить память.

Шероховатые таблички

Система Монтессори предусматривает тщательное развитие тактильных способностей ребенка. Чувствительность рук, пальцев, возможность ощутить все богатство осязания и передать это словами – очень важно для ребенка, которому больше года.

Для создания этой игрушки необходимо наклеить на плотный ватман несколько кусочков разных материалов: наждачной бумаги, меха, войлока, велюра, рубчатой и гладкой ткани.

С закрытыми глазами ребенок должен, во-первых, угадать, что касается его рук, во-вторых, описать свои ощущения. Чем больше он для этого использует эпитетов, тем лучше.

Чем богаче палитра ощущений – тем лучше! Итак, как мы видим, сделать своими руками развивающие игрушки совсем нетрудно.

И еще 18 идей

Совершенствовать чувствительность рук, мелкую моторику, логику и память необходимо, когда ребенку исполнилось чуть больше года. Система Монтессори направлена на то, чтобы как можно раньше создать малышу ту среду, в которой он начинает жить и мыслить независимо от родителей. И развивающие игрушки – один из важнейших элементов этой среды.

Источник: https://www.toysew.ru/razvivayushhie/delaem-igrushki-montessori-svoimi-rukami.html

Создаем Монтессори материалы своими руками

Говоря о создании развивающей среды дома, нельзя обойтись без примеров, поэтому сегодня я поделюсь с вами тем, как можно создавать материалы Монтессори своими руками для детской комнаты избегая существенных затрат.

Ребенок  должен расти в подготовленной среде дома

Я заинтересовалась методикой Марии Монтессори очень давно, прочитав в ее работах о том, что ребенок с момента рождения стремится к самостоятельности, а взрослый выступает в роли помощника в «подготовленной среде» дома.

Что такое «подготовленная среда»? Это окружение ребенка подходящими ему предметами и  игрушками, мебелью и посудой. И самое важное для многих родителей это то, что можно создавать все материалы Монтессори своими руками.

Разнообразие материалов и форм для использования

Когда родился мой сын, я серьезно подошла к вопросу его развития. Оборудовала детскую в соответствии с ведущими методиками раннего развития.

Но когда ребенок пополз, а потом пошел, я стала отмечать потерю интереса к заранее выверенным и профессионально созданным материалам и карточкам. Тогда я снова вспомнила о Монтесори. Оказывается, чтобы создать развивающую среду в доме совсем не обязательно тратить уйму денег. Достаточно навести ревизию в своих шкафах, на кухне, среди старой одежды.

Создание познавательной среды своими руками

Сегодня, оглядываясь на свой прошлый опыт изготовления материалов Монтессори своими руками, я могу посоветовать начинать с самого простого: с рамок – вкладышей  Монтессори.

Делаются они легко, из подручного материала. Цветную бумагу делим на квадраты 10:1, и наклеиваем ее на  плотный картон, когда клей основательно высохнет, с помощью канцелярского ножа вырезаем в полученных квадратах геометрические фигуры. Хорошенько зашкуриваем края, чтобы ребенку было удобно сопоставлять фигуры с выкройкой в квадрате.

Другой, простой развивающий предмет интерьера, который можно сделать самостоятельно:  доска для шнуровки. Для этого в плотном картоне  проделывают два отверстия, пропускают через них шнурок и на обратной стороне аккуратно приклеивают шнуровочную петлю к картону. Дальше на поверхности картона закрепляем шнуровочные петли,  зашнуровываем длинный ряд, завязываем бант.

Обратите внимание

А такое чудо  называется геометрик и его  легко можно сделать из дощечки и канцелярских кнопок, создавая квадраты одинакового размера, но разного цвета. А затем используя резиночки для волос, канцелярские резинки или резиновые нити, ребенок может создавать всевозможные геометрические фигуры, изучать цвета и развивать  комбинаторные способности.

В платяном шкафу обязательно найдется парочка вещей, которые уже не носятся, но выкинуть  их еще жалко. Это отличный материал для сенсорного коврика. Разноцветные пуговицы из шкатулки прабабушки, нитки мулине с набора для вышивки – вот и предметы для создания разнообразных материалов монтессори своими руками.

С помощью все того же картона, цветной бумаги и обыкновенных прищепок для белья можно сделать Солнышко-тренажер цвета. 

С помощью круп и капроновых колготок – змейку для знакомства и изучения состава числа, параллельно развивая тактильные способности ребенка.

Такую змейку можно сделать в течение пары часов! Для этого вам понадобится горсть гороха, гречки, фасоли, риса и шершавый полиэтиленовый пакет.

Отрезаем от колготок отрезок нужной длины и начинаем формировать змейку, насыпая крупу в носок.

Каждый вид бобов или крупы хорошенько отделяем от остального узлом, в последнем звене змейки вшиваем скомканный пакет, чтобы при ощупывание наш ребенок наравне с математическими умениями  развивал  слух и  мелкую моторику.

В свое время мне очень понравилась идея с расписными матрешками из старых пластиковых бутылок. У бутылки срезается горлышко и хорошенько заклеивается старой материей  (ситец или бязь отлично подойдут).

Важно

Затем вся бутылка основательно покрывается водоэмульсионной белой краской и откладывается до полного высыхания. Когда заготовка высохнет, с помощью акриловых красок рисуется лицо и одежда «матрешки». Я немного переделала технологию под себя, а именно  заключительную разрисовку матрешки мы делали вместе с сыном.

Видя, как сложно сыну дается запоминать, а в последствии различать времена года, мы сделали с ним такой календарь: в центре глобус, вокруг него разноцветные стрелки (лучики); весна – три зеленые стрелки, лето – три красные, осень – три желтые, зима – три синие; а к каждую стрелочку дополняли фотографиями, сделанными в это время года, в этот месяц. Идею этого календаря я впервые увидела в японском мультсериале, а затем нашла  его фото в интернете.

Но самой интересной и познавательной игрой для нас сыном стало создание стенда «Рождение Книги».

Мой сын с раннего детства любит сочинять и придумывать, и по  пути в детский сад  я становилась слушателем необычайных историй. И вот однажды, наш папа предложил  создать книгу. И не просто  записать рассказ на бумагу, а  именно проработать героев, вылепить их жилища.

Написать синопсис, нарисовать характеры персонажей. И все это соединить в один большой стенд, назвав его «Рождение книги».

Мне эта идея понравилась еще и тем, что я знала о сборке такой литературы коллективными усилиями, а вот  индивидуальная работа этого  плана мне была в новинку.

Вывод

В общем, при создании развивающей среды по методике Марии Монтессори, использовать можно практически  все, что плохо лежит и будоражит ваше с ребенком воображение. Важно помнить  о том, что  все в детской должно соответствовать возрасту ребенка и, конечно,  создавать материалы Монтессори своими руками, следуя за полетом творческой мысли!

Источник: http://www.babyroomblog.ru/wp/materyal_montessor.html

Принцип метода Монтессори — как создать материалы своими руками

8:40, 06 марта 2017 23   0   1913

Современная педагогическая наука включает в себя множество различных методик, в том числе достаточно эффективных и проверенных, которые рассказывают достоверно методах воспитание малыша буквально с рождения.

Наиболее перспективный из них на данный момент времени считается программа, которая была описана итальянкой Марией Монтессори. Многочисленные центры по развитию детей, находящиеся в различных странах мира, с успехом используют ее.

Разберем более подробно, в чем состоит секрет такого вида воспитания и развития детей раннего возраста, а также возможность создавать для методики Монтессори материалы своими руками.

Принципы метода

Для того чтобы построить развивающую среду в условиях дома, и сделать игрушки Монтессори своими руками, следует привести ряд примеров, чтобы родителям было понятно о чём идёт речь.

Основными принципами этой методики являются:

  1. Проведение занятий в специальной отдельно организованной среде, которое делится на несколько зон. В них размещаются пособия.
  2. В группах обычно занимаются дети дошкольного возраста, при этом старшие должны проявить заботу о младших, а последние учиться у более взрослых детей навыкам.
  3. Детям ничего не навязывается специально, только сам ребенок решает, что ему будет интересно делать. За ним остается также и решение заниматься одному или с другими детьми.

Следует отметить, что такой класс в домашних условиях предназначается для малышей, которые уже достигли возраста трех лет. Именно им полностью подходят Монтессори игры, которые делают родители своими руками В этом возрасте ребенок уже осознают свою самостоятельность, и при этом у взрослых существует только одна задача – не мешать его развитию.

Основные зоны

В методе Монтесори предусматривается наличие нескольких основных зон, на которые делится обучающее помещение или его часть.

Практическая жизнь

Для данной зоны собираются материалы, помогающие детям максимально развивать навыки по самообслуживанию. Они проходят навыки застегивать пуговицы, чистить одежду, мыть посуду, завязывать шнурки. Для набора в этой зоне необходимо приготовить:

  • баночки и емкости для переливания и перекладывания;
  • мочалку, веник и совок для мытья и уборки.

Из списка приведенного выше становится понятным, что приготовить вещи, необходимые для данной зоны, достаточно легко. Практически все их можно купить в магазине, за исключением рамок, которые родители должны сделать самостоятельно.

Развитие сенсорное

В данной зоне расположены пособия, которые в наилучшей степени характеризуют все основные свойства предметов. Малыш может познакомиться с понятием веса, цвета, запаха и температуры. С этой целью следует найти в доме и приготовить

  • подушечки с наполнителями;
  • кусочки цветного картона;
  • емкость с солью и крупами;
  • мешочки с различными безделушками.

Цифровая зона

Всё что находится в данной зоне, имеет целью сформировать у малышей первые знания о цифрах, а также о сложении и вычитании:

  • цифры с шероховатой поверхностью;
  • счеты из дерева или пластика;
  • лото с нарисованными цифрами;

Зона развития языка

Для нее необходимые материалы, показывающие буквы русского алфавита. Основная задача этой зоны научить детей чтению и письму. В этом случае понадобятся:

  • касса с буквами и слогами;
  • наборы прописных и печатных букв;
  • буквы шероховатой поверхностью;
  • книги детской литературы;
  • специальный ящичек с манной крупой для рисования пальцами;
  • карточки с написанными словами;
  • лото и домино для речевого развития.

Зона космоса

Здесь должны содержаться такие предметы, которые помогают формировать представление малыша нападающий в мире и природе. Для этого необходимо туда положить:

  • книги с описанием природы;
  • набор морских и речных камней и ракушек, привезенных из поездок;
  • энциклопедия животных, космосе, человеке, растительном мире;
  • изображение фигуры различных зверей.

Как создать данные зоны в домашних условиях

Для того чтобы активно заниматься по методике, следует разделить детскую комнату таким образом, чтобы ребенок сразу мог отыскать нужный ему предмет:

  1. Очень важно провести сортировку предметов, разместив каждый в определенное место. Это поможет оценить, каких материалов было собрано достаточно, и какие можно сделать игрушки по Монтессори своими руками.
  1. Во время оборудования каждой зоны, следует учесть, что пособия ребенок должен доставать легко. Лучше всего сделать с этой целью палочки или этажерки, соответствующие росту малыша. Однако не стоит забывать и об определенной безопасности, убрать мелкие предметы. Для совсем маленьких детей игры с ними должны проводиться только в присутствии взрослого.
  1. Важно также полностью укомплектовать каждую зону. Материалов для них требуется большое количество. Можно приобрести готовые приспособления, что может позволить себе далеко не каждый родитель, поскольку они дорогие, или найти аналоги дома, хозяйственных магазинах. А некоторые пособия Монтессори своими руками изготовить самостоятельно.

Принципы изготовления пособий

Изготовление рамки. Довольно просто можно изготовить рамки Монтессори своими руками. При помощи данного приспособления ребенок может изучать цвет, формы, размеры предметов и сопоставлять эти качества.

Начинается изготовление с того, что берется лист большого картона или обувные коробки, которые потом разрезаются на одинаковые квадраты.

После этого их следует обклеить цветной бумагой, а затем из них вырезаются различные фигуры.

Совет

Можно также изготовить геометрик из доски и штырей, сенсорный коврик из ткани, пуговиц, молний и крючков (подойдет любая фурнитура, которая залежалась в шкафу). Доску для шнуровки делать необязательно из дерева, можно взять плотный картон, заклеить его пленкой, затем выбить отверстия, которые предназначены для протягивания шнурков.

Рекомендуется также сделать Монтессори мобиль своими руками. Он подойдет для новорожденных детей, чтобы развивать у них умение концентрироваться на предмете, быть внимательным и наблюдательным. На видео ниже показано изготовление Монтессори коробочки для 6 месячного малыша самостоятельно, очень рекомендуем посмотреть:

Делая игры по Монтессори своими руками, родители помогают расширению ассортимента дидактического игрового материала, помогающего малышу осваивать в полной мере те навыки, которые кажутся взрослому человеку вполне обычными и естественными. Обучение такого рода позволит не только открывать карапузу новые горизонты познания, но и помогает приобрести уверенность в себе. А это является немаловажным фактором успеха в дальнейшей жизни.

В настоящее время методика в несколько усовершенствованном виде применяется во многих центрах развития. Преподаватели берут ее за основу и добавляют собственные наработки.

Нужно понимать, что существуют и некоторые отрицательные моменты использования такого воспитания. Оно не является разносторонним, так как не затрагивает развитие эмоционального и творческого начала.

Метод Монтессори не подходит для детей, которые имеют склонность к замкнутости, так как при возникновении трудностей, они не имеют привычки просить о помощи.

Источник: https://mymalish.ru/princip-metoda-montessori.html

Ссылка на основную публикацию