Церебрастенический синдром: 5 главных причин и действенные советы для родителей от педиатра

Церебрастенический синдром у детей

Маленькие дети зачастую очень активны и любознательны. Иногда кажется, что они могут играть и шалить весь день, без сна и отдыха.

Поводом для беспокойства становятся противоположные ситуации: ребенок быстро устает, подолгу спит и быстро теряет интерес к играм, не может долго уделять внимание одному занятию.

Такие симптомы могут свидетельствовать о наличии у ребенка церебрастенического синдрома.

Что это такое?

Церебрастенический синдром — это набор неврологических симптомов, свидетельствующих о патологическом состоянии центральной нервной системы, ее истощении. Вследствие этого мозг не может справляться с простыми, повседневными задачами. Причины возникновения такого состояния могут быть различными.

Когда речь идет о таком синдроме у самых маленьких детей, то его появление чаще всего связывают с какими-либо проблемами еще во время пребывания в утробе матери.

Обратите внимание

Мозг плода мог быть поражен, если женщина в период вынашивания принимала какие-то токсичные препараты, перенесла серьезное инфекционное заболевание, если плод недополучал кислород (гипоксия), имелись иные патологии беременности или же случилось травмирование во время родов.

У детей постарше и подростков церебрастенический синдром может проявиться как следствие травмы, сильного испуга или стресса, перенесенного тяжелого недуга или профилактической вакцинации.

Симптомы

Своевременное выявление этого синдрома у детей является условием успешного лечения. Поэтому родители и другие взрослые, опекающие ребенка, должны знать о признаках церебрастенического синдрома. Он проявляется по-разному, в зависимости от возраста больного ребенка.

Например, дети грудного возраста становятся более беспокойными, теряют аппетит, могут отставать в развитии от сверстников. Ребята постарше могут быть неспокойными, страдать от беспричинных страхов. Подросткам становится сложно справляться с учебной программой в школе, колледже, университете, они не могут запомнить даже простой материал.

Часто бывают ошибки при письме: пропуск или повторение букв, замена букв местами, пропуск слов.

К иным симптомам церебрастении относят невнимательность, неспособность сосредоточиться; ухудшение памяти; головные боли или головокружения; эмоциональную нестабильность и плаксивость; нарушения сна; плохую переносимость жары, духоты, громких звуков, яркого света; укачивание в транспорте; судороги; метеочувствительность, расстройства пищеварения. Описанные признаки недуга больше проявляются во второй половине дня или вечером.

У детей выделяют гипердинамическую и гиподинамическую формы церебрастенического синдрома. В первом случае синдром проявляется частой сменой настроений, повышенной возбудимостью, неуправляемостью, эпизодическими проявлениями агрессии. При гиподинамической форме церебрастении часто проявляется боязливость, слабость, пугливость, повышенная эмоциональная чувствительность.

Названные симптомы достаточно неспецифичны и могут быть признаком других нарушений в здоровье ребенка. Поэтому родители должны наблюдать за своим чадом, и при тревожных изменениях в самочувствии и поведении стоит обратиться за квалифицированной помощью.  

Как лечить церебрастенический синдром у ребенка

Церебрастения у детей, как и у взрослых, подлежит обязательному лечению. Оно может совмещать терапию медпрепаратами с комплексом специальных физических активностей, а также консультации психолога и особый педагогический подход. В большинстве случаев синдром поддается коррекции.

После тщательного обследования врач может назначить для лечения синдрома успокаивающие препараты, спазмолитики, лекарства для улучшения обменных процессов в тканях головного мозга. Часто для улучшения общего состояния организма также назначают витаминные комплексы.

Не последнюю роль в терапии церебрастенического синдрома играют и общеукрепляющие физические процедуры: массаж, плавание, рефлексотерапия.

Важно

Очень важно, чтобы в период лечения синдрома учебные нагрузки были немного снижены, таким детям нужен особый подход со стороны педагогов.

Кроме того, стоит скорректировать режим дня ребенка с таким недугом. Уменьшить физические и эмоциональные нагрузки, ограничить время у телевизора или компьютера, дольше и чаще бывать на свежем воздухе. Дети с церебрастеническим синдромом нуждаются в спокойной, благожелательной, гармоничной атмосфере дома и в детском коллективе.

Медицинская статистика свидетельствует, что при своевременном и корректном лечении проявления церебрастении у детей со временем уменьшаются или даже исчезают вовсе. Ведь человеческий мозг способен восстанавливаться и компенсировать некоторые недостатки развития.

Церебрастенический синдром у подростков и армия

Такое состояние считается достаточно стрессовым для нервной системы. Особенно это касается подростков, которые и без того пребывают в нестабильном состоянии из-за происходящих трансформаций, свойственным переходному периоду.

Лечение данного синдрома у подростков особенно важно, ведь этот недуг может привести к нарушениям формирования личности.

Наряду с медикаментозной терапией для таких пациентов очень важны психологическая поддержка, понимание со стороны окружающих, комфортный эмоциональный климат, минимум стресса.

Именно поэтому существует мнение, что молодые люди с диагнозом «церебрастенический синдром» не должны призываться на службу в армии.

Ведь условия военной службы (постоянные сильные физические и эмоциональные нагрузки, стресс, отсутствие привычных условий жизни) могут спровоцировать осложнения церебрастении.

Кроме того, в условиях армейской службы не всегда возможно получить адекватное медикаментозное и другое лечение. Случается, что именно служба в армии может спровоцировать проявление церебрастенического синдрома у молодых людей.

Как бы то ни было, окончательное решение о призыве в армию или же об освобождении от него (с учетом состояния здоровья призывника) принимает специальная комиссия в военкомате.

Специально для nashidetki.net- Ксения Бойко

Источник: https://nashidetki.net/zdorove-rebenka/tserebrastenicheskij-sindrom-u-detej.html

Церебрастенический синдром: симптомы и лечение этого состояния

Церебрастенический синдром – это неспецифическое неврологическое нарушение, представляющее собой комплекс симптомов, возникающих при различных заболеваниях головного мозга, нервной системы или при общем переутомлении организма.

Это состояние характеризуется снижением работоспособности, быстрой утомляемостью, проблемами с памятью и концентрацией внимания, лабильностью настроения, головными болями и различными вегетативными нарушениями.

В последние годы количество людей разного возраста, в том числе и детей, страдающих от церебрастении увеличилось в несколько раз, поэтому проблема лечения и профилактики этой патологии сегодня считается одной из самых актуальных в неврологии и психиатрии.

Что такое церебрастения и почему она возникает

Церебрастения – это не заболевание, а специфическое состояние, возникающее тогда, когда поврежденная прежде нервная система и организм человека не справляются с нагрузкой.

Синдром объединяет группу симптомов, возникающих при нарушении функционирования головного мозга.

Это состояние чаще встречается в детском возрасте из-за незрелости нервной системы, внутриутробного поражения ЦНС, перенесенной травмы или инфекционного заболевания.

Совет

У взрослых церебрастенический синдром развивается при постоянном воздействии негативных факторов на нервную систему или организм, которые до этого подвергались воздействию повреждающих факторов.

Вызвать развитие патологии у взрослых могут следующие факторы:

  • травмы головного мозга;
  • инфекционные заболевания;
  • токсические поражения;
  • сосудистые заболевания головного мозга;
  • другие соматические заболевания.

В патогенезе развития церебрастенического синдрома основная роль принадлежит гипоксии головного мозга.

Под воздействием травмы, токсического отравления или спазма сосудов клетки головного мозга повреждаются, часть из них гибнет, замедляется образование и передача нервных импульсов, мозг человека «слабеет» и не может полноценно выполнять свои функции – запоминать, анализировать и выдавать информацию.

Тяжесть проявления синдрома зависит от основного повреждающего фактора, степени поражения ЦНС и возраста больного.

У детей церебрастенический синдром чаще всего возникает из-за внутриутробной гипоксии или родовой травмы и проявляется гипо- или гиперактивностью.

Общими для этих двух состояний остаются сложности с концентрацией внимания, быстрая утомляемость и снижение работоспособности.

Детям с церебрастеническим синдромом гораздо сложнее справляться с школьными нагрузками или дополнительными занятиями, им требуется больше времени на подготовку, отдых и сон.

Симптомы заболевания у взрослых

Ответить на вопрос, что такое церебрастенический синдром и как он проявляется у взрослых достаточно сложно.

Это состояние не имеет точных диагностических критериев, характерных только для этой патологии симптомов и его нельзя подтвердить с помощью лабораторных или инструментальных исследований.

Чаще всего диагноз выставляют по совокупности симптомов, наличии факторов риска развития патологии в анамнезе и при условии отсутствия других соматических заболеваний.

Основные симптомы синдрома церебрастении у взрослых — это:

  1. Снижение работоспособности, постоянная слабость, усталость – вот основное проявление церебрастении. Человек чувствует себя постоянно уставшим, не может полноценно выполнять свои обязанности, у него ухудшается память и концентрация внимания. Для выполнения работы требуется приложить больше усилий, что вызывает еще большую усталость и раздражение. При церебрастении больной не чувствует себя отдохнувшим даже после полноценного отдыха или сна. Характерны жалобы «утром встаю, как будто и не спал», «сколько не сплю или отдыхаю, не могу выспаться», «на работу прихожу и такая усталость, ничего делать не хочется, все из рук валится».
  2. Повышенная раздражительность – при церебрастении из-за постоянной усталости и плохого самочувствия меняется и настроение, и поведение человека. Его раздражают громкие разговоры, шум, яркий свет, скопление людей и так далее.
  3. Головные боли – чаще всего возникают в вечерние часы или после нервно-психических нагрузок. Боли достаточно интенсивные, мигренеподобные, часто не купируются даже после приема анальгетиков.
  4. Нарушение сна – может быть нарушен процесс засыпания. Сон становится слишком поверхностным, тревожным или, наоборот, человек спит «как камень», но и после такого сна он не чувствует себя отдохнувшим и выспавшимся.
  5. Головокружение, «скачки» артериального давления. При патологии сосудов головного мозга ко всем вышеописанным симптомам добавляются головокружение, резкое снижение или повышение артериального давления, шум в ушах и «мелькание мушек» перед глазами.
  6. Вегетативные симптомы – при церебрастеническом синдроме больные плохо переносят резкую смену температуры, в плохо проветриваемом помещении или в условиях высокой влажности у них может возникнуть предобморочное или обморочное состояние, тахикардия, головные боли. Также характерны повышенная потливость и снижение температуры верхних и нижних конечностей.

Церебрастенический синдром часто путают с психоастенией, но, на самом деле, это абсолютно разные патологии.

Он, в отличие, например, от психоастении, больше проявляется физическими или соматическими симптомами.

Обратите внимание

Изменение настроения, раздражительность или апатия при нем вторичны и возникают из-за патологических изменений в головном мозге, других психопатологических симптомов при церебрастении быть не должно.

Стресс, нервное перенапряжение, негативные переживания и другие отрицательные эмоции могут спровоцировать появление симптомов церебрастении, но только на фоне уже имеющейся патологии головного мозга. Этот синдром не относится к психическим заболеваниям и не лечиться седативными или психотропными препаратами.

Психоастения может возникнуть и при полном соматическом здоровье, при увеличении нагрузки на нервную систему, это может быть хронический стресс, нервное переутомление или недосып.

И основными симптомами заболевания будут изменения в психики больного, у него может возникнуть повышенная тревожность, навязчивые мысли, страхи, беспокойство или раздражительная слабость.

Меняется поведении и образ мыслей человека, а вот его физическое состояние страдает гораздо меньше, чем при церебрастеническом синдроме.

Лечение и профилактика

Лечение церебрастении необходимо начинать с полного обследования больного, для полноценного лечения необходимо выяснить причину развития патологии нервной системы и, по возможности, избавиться от нее.

Если это невозможно, основу лечения должны составлять мероприятия, направленные на восстановление нервных тканей в головном мозге.

Кроме этого большое значение имеют общеукрепляющие и профилактические процедуры, позволяющие укрепить здоровье человека в целом.

Лечение

Для стимуляции обменных процессов в клетках мозга и борьбы с последствиями гипоксии назначают:

  1. Ноотропы – препараты, улучшающие работу мозга и активирующие процессы, в нем протекающие. Их назначают с целью уменьшить последствия гипоксии для клеток и увеличить адаптационные возможности нервной системы. Чаще всего используют: пирацетам, фенотропил, коретксин, аминолон, церебролизин и другие.
  2. Спазмолитики – устраняют спазмы сосудов головного мозга, за счет чего усиливается кровообращение и улучшается питание тканей. Для стимуляции мозгового кровообращения применяют Кавинтон, Андипал, Галидол, Дибазол и другие.
  3. Аминокислоты – эти органические соединения нужны головному мозгу в качестве «строительного материала» для образования новых нейронных цепей, нейромедиаторов и других составляющих нервной системы. С этой целью применяют глутаминовую, никотиновую кислоты, глицин или производные ГАМК.
  4. Адаптогены – эти препараты повышают сопротивляемость ЦНС стрессам, улучшают работу головного мозга и нервной системы. С этой целью используют растения: эхиноцею, алоэ, женьшень или такие средства, как прополис и пантокрин.
Читайте также:  Нервно артритический диатез: 9 ступеней диагностики и врачебные рекомендации

Для устранения или уменьшения клинических проявлений патологии назначают транквилизаторы или стимуляторы.

Кроме медикаментозного лечения, в терапии церебрастении используют:

  • физиотерапевтическое лечение – стимулирует обменные процессы, улучшает кровообращение в головном мозге;
  • массаж и лечебные грязи – активизируют обменные процессы, оказывают успокоительное и стимулирующее действие;
  • санаторно-курортное лечение;
  • лечебную физкультуру.

Профилактика

Для лечения и профилактики церебрастенического синдрома особенно важно восстановление нормальной работы нервной системы. А для этого необходимо:

  • соблюдать режим труда и отдыха;
  • спать не менее 7-8 часов в сутки;
  • увеличить физическую активность;
  • больше времени проводить на свежем воздухе;
  • избегать стрессов и нервного перенапряжения;
  • отказаться от вредных привычек;
  • научиться расслабляться и получать положительные эмоции.

Синдром церебрастении – это не заболевание, но серьезная патология нервной системы, которая требует обязательной диагностики и лечения. Не стоит заниматься самолечением или игнорировать проблему, ожидая, что самочувствие самостоятельно улучшиться.

В отличие от других психопатических состояний, в основе церебрастении лежит органическое поражение головного мозга, а значит – чем дольше вы затягиваете с лечением, тем сложнее будет восстановить пораженные участки нервной системы.

Источник: http://depressio.ru/nevrozy/91-cerebrastenicheskij-sindrom.html

Церебрастенический синдром у детей – симптомы и лечение слабости головного мозга

Родители часто сталкиваются с появлением повышенной утомляемости у детей и связывают это с повышенной школьной нагрузкой, посещением нескольких кружков и секций. Однако за быстрой утомляемостью, усталостью может скрываться церебрастенический синдром – патология, затрагивающая нервную систему.

Церебрастенический синдром – что это?

Церебрастенический синдром у детей – сложный комплекс неврологических симптомов, связанный с незрелостью центральных механизмов, задержкой развития механизмов регуляции центральной нервной системы. Дословный перевод с латинского языка – «слабость головного мозга».

Основным признаком является постоянное чувство переутомления. В результате развития патологии у детей школьного возраста наблюдается снижение концентрации внимания, повышенная раздражительность, частые головные боли.

Синдром чаще поражает детей, у взрослых он встречается в единичных случаях.

Церебрастенический синдром – причины

Заболевание может развиться у детей любого возраста, при этом причины его появления могут зависеть от возрастного фактора.

Так, у новорожденных церебрастенический синдром чаще провоцируется гипоксией – недостаточным поступлением кислорода в организм. Кислородное голодание может возникать еще на этапе внутриутробного развития.

Среди других возможных причин, провоцирующих церебрастенический синдром на ранней резидуальной основе:

  • инфицирование околоплодных вод;
  • прием беременной медикаментов.

У детей дошкольного и школьного возраста церебрастения, симптомы и лечение которой описаны ниже, может являться следствием травмы головного мозга.

Посттравматическая церебрастения развивается на фоне сотрясения головного мозга, травмы головы.

Спровоцировать изменения в работе головного мозга способны и инфекции: менингит, укус клеща тоже может рассматриваться среди причин церебрастенического синдрома. Риск развития патологии существует и у взрослых пациентов.

Церебрастенический синдром у детей – симптомы

Церебрастения у детей часто принимается за обычную усталость, что затрудняет процесс диагностики. Ребенок отвлекается, не способен усваивать большие объемы информации. Такие дети часто жалуются на слабость, сонливость в середине дня.

  1. Груднички беспокойны, часто плачут, длительное время спят днем, а ночью бодрствуют.

    Наблюдается снижение аппетита, что приводит к уменьшению массы тела малыша. Наблюдается отставание в психомоторном развитии. Малыши не проявляют интерес к игрушкам, подвижные игры им не по нраву.

  2. Дети дошкольного возраста тревожны, страдают от страхов. Среди возможных симптомов врачи называют ночной энурез, повышенную потливость, метеозависимость.

    Эмоциональный фон нестабилен: дети расстраиваются, часто плачут, злятся, но быстро успокаиваются. В совместных играх участие принимают редко, не любознательны. Стресс может провоцировать нарушения – понос, рвоту, головокружение, тахикардию.

  3. У ребят школьного возраста симптомы усталости, слабости сохраняются, однако на первый план выходит дефицит внимания.

    Дети неспособны запоминать предлагаемый учебный материал. В процессе письма ученики с таким синдромом нередко пропускают буквы или просто меняют их местами, не успевают писать под диктовку. В процессе устного ответа выстроить его удается с трудом: приходится подолгу подбирать слова, делать частые паузы.

    Наблюдается суточная динамика работоспособности: обучение в утренние часы дается легче, а после полудня наступает истощение.

Легкий церебрастенический синдром

В лёгкой степени церебрастения, симптомы которой указаны выше, проявляется в виде классической усталости. Дети жалуются на недомогание, слабость, головокружение. Наблюдается пассивность, отсутствие желания принимать участие в подвижных играх. Раздражительность, плаксивость, снижение памяти и работоспособности нередко расцениваются как первые проявления церебрастенического синдрома.

Церебральная астения в умеренной форме сопровождается снижением аппетита, медленным набором веса у грудничков. При резких звуках, на жаре или холоде состояние ребенка ухудшается. Малыш часто просится на руки, капризничает. Дети плохо переносят поездки, катание на аттракционах, качелях. В развитии наблюдается отставание от сверстников.

Выраженный церебрастенический синдром

Выраженный церебрастенический синдром у ребенка характеризуется апатией, развитием астении. Дети часто эмоционально неуравновешенны, раздражительны без особых причин. Заметно ухудшение памяти. Часто дети не могут воспроизвести информацию, услышанную несколько минут назад. Выраженной становится рассеянность. Это приводит к развитию неработоспособности.

Церебрастенический синдром у детей – лечение

После того как диагностируется церебрастенический синдром, лечение подбирается индивидуально. Терапия носит комплексный характер. Врачи учитывают возраст пациента, выраженность клинических проявлений. В целом терапия включает в себя такие меры:

  1. Прием медикаментов: ноотропов, витаминов группы В, аминокислоты (глицин, глутамин, лецитин, метионин).
  2. Физиотерапия – массаж, УВЧ, бальнеотерапия, светотерапия.
  3. Психокоррекция – занятия с психологом, психотерапевтом, восстановление эмоциональной уравновешенности.

Рекомендации родителям детей с церебрастеническим синдромом

Церебрастения – серьезная болезнь, требующая комплексного подхода. После постановки диагноза родители должны пересмотреть свои взаимоотношения с ребенком и постараться понять его. То, что может показаться обычным для здоровых детей, у ребят с церебрастенией вызывать необычные эмоции.

Учитывая особенности ребенка, чтобы исключить церебрастенический синдром родители должны выполнять ряд рекомендаций:

  1. Продолжительность сна – не меньше 8 часов. Для малышей обязательным является дневной сон.
  2. Необходимо создать благоприятную атмосферу в семье. Следует избегать повышения голоса, наказаний ребенка. Возникающие проблемы нужно решать с помощью диалога.
  3. Разработайте систему поощрений. Врачи рекомендуют поощрять ребенка за выполнение просьб. Похвала помогает установить контакт, избежать наказаний за невыполнение просьб.
  4. Сократите время просмотра мультфильмов, игр на компьютере. Цифровые устройства напрягают нервную систему, истощая организм.
  5. Определите вместе с ребенком, чем он хотел бы заниматься в свободное время. Отличным вариантом будет плавание, рисование, шахматы. Необходимо дозировать физическую и умственную нагрузку, не переутомлять ребенка.

Схема медикаментозного лечения подбирается индивидуально. Среди используемых лекарственных средств можно выделить следующие группы препаратов:

  • аминокислоты – глицин, лецитин, глутаминовая кислота;
  • витамины: В6, В12;
  • спазмолитики – Папаверин;
  • седативные средства – настойка элеутерококка.

При церебрастении Актовегин позволяет нормализовать кровообращение, улучшить работу головного мозга. С этой целью используют и ноотропные средства:

  • Пантогам;
  • Кортексин;
  • Церебролизин;
  • Пирацетам.

Церебрастенический синдром – влияние на выбор профессии

Выраженный церебрастенический синдром у подростка нередко вызывает проблемы с самоопределением, выбором будущей профессии.

К подростковому возрасту гиперактивность, которой характеризуется соматогенная церебрастения снижается, однако нарушение внимания сохраняется.

У отдельных ребят возникают нарушения поведения, агрессивность, которые отрицательно сказываются на успеваемости в школе. Усилия педагогов и родителей должны быть направлены комплексную коррекцию поведенческих реакций.

Источник: https://womanadvice.ru/cerebrastenicheskiy-sindrom-u-detey-simptomy-i-lechenie-slabosti-golovnogo-mozga

Церебрастенический синдром у детей

Церебрастенический синдром у детей – это возникающее в результате органических повреждений головного мозга состояние, характеризующееся быстрой утомляемостью, невозможностью концентрировать внимание на длительное время, сонливостью, раздражительностью, нарушениями сна, головными болями и другими вегетативными расстройствами. Первопричинами церебрастенического синдрома могут являться черепно-мозговая или родовая травма, перинатальная энцефалопатия, внутриутробная гипоксия, минимальная мозговая дисфункция, общие инфекции с токсическим поражением тканей головного мозга.

Церебрастенический синдром у детей: симптомы

Различают две формы церебрастенического состояния:

  1. Гипердинамическая, для которой характерны повышенная возбудимость, двигательная расторможенность, быстрая смена настроения, частые проявления агрессии, неуправляемость.
  2. Гиподинамическая, которая проявляется диаметрально противоположными симптомами: слабостью, боязливостью, робостью и нерешительностью, отсутствием инициативности и повышенной чувствительностью.

Дети, страдающие церебрастеническим синдромом, склонны также к частым простудам и заболеваниям верхних дыхательных путей. Отмечаются у них и проблемы с пищеварительным трактом: плохой аппетит, частые запоры, рвоты.

Тревожным симптомом является и нарушения сна: малыши с церебрастенией очень тяжело засыпают, спят чутко и часто просыпаются, страдают от ночных страхов, писяются во сне.

Хотя психическое и физическое развитие детей с церебрастеническим синдромом и не нарушено, им очень тяжело дается социализация. В детском коллективе, будь то детский сад или школа они стараются держаться в стороне, не принимая участия в общих мероприятиях.

Учебный процесс становится для таких детей настоящей каторгой: они просто физически не могут высидеть столь длительное время на одном месте, занимаясь одним делом.

Церебрастенический синдром у детей: лечение

Дети с диагнозом «церебрастенический синдром» нуждаются в комплексном лечении. Родители должны позаботиться о том, чтобы ребенок достаточно времени проводил на свежем воздухе, хорошо высыпался и питался, не сидел долго перед телевизором или компьютером.

Дети с церебрастенией больше чем другие нуждаются в родительской поддержке и одобрении, поэтому еще одна важная задача для родителей – наладить с ребенком доверительные отношения.

Для нормализации эмоционального состояния таким детям показан прием мягких седативных препаратов: настойки валерьяны, отвара боярышника, пустырника и др.

Источник: http://depils.com/tserebrastenicheskij-sindrom-u-detej/

Церебрастенический синдром Что это такое

Церебрастенический синдром – это синдром, характеризующийся сочетанием астении с другими психическими и неврологическими нарушениями, развивающийся вследствие органических поражений головного мозга.

Термин «церебрастенический синдром» происходит от латинского слова «cerebrum», которое означает «головной мозг», и греческого слова «astheneia», означающего «слабость, бессилие».

Некоторые пациенты неправильно называют его «церебростенический синдром».

Церебрастенический синдром причины

церебрастенического синдромаСимптомы 

— вазоактивных — циннаризин, трентал во второй половине дня,

— седативных — деприм, ново-пассит, персен на ночь,

— антигипоксантов — солкосерил, рибоксин, актовегин в первой половине дня,

— мочегонных — травяной сбор, лист брусники с ромашкой и зверобоем, верошпирон, триампур.

Целесообразно также ТКМП проводить по программе интеллектуально-мнестических функций в щадящем режиме не чаще 1 раза в неделю в течение 4-8 недель, мануальную терапию — не менее 3-х курсов по 5-7 сеансов в каждом из них в сочетании с ортопедической коррекцией шейного отдела позвоночника корсетом ежедневно по 1.5-2 часа.

Щадящий режим дня должен включать сокращение физической нагрузки, продолжительности учебного дня или дополнительного дня отдыха на неделе, обязательный дневной отдых, прогулки не менее 2-х часов в день и дозированную зрительную нагрузку.

Выявление гипоэргоза головного мозга свидетельствует о функциональной недостаточности коры головного мозга и связанным с этим снижением деятельности механизмов центральной регуляции, которые определяют основные клинические проявления ЦС, и от их купирования в первую очередь зависит эффективность проводимой лекарственной терапии.

Важно

В связи с этим назначение больному ребенку с гипоэргозом аминокислот, ферментов, препаратов железа, витаминов и гепатопротекторов в течение первого месяца лечения, как нами показано при лечении большого контингента таких детей, улучшает общий обмен веществ в организме, деятельность висцеральной системы и, как следствие, улучшает общее соматическое состояние: нормализуется сон, снижаются вегетативные нарушения, улучшаются когнитивные функции, зрение, повышается общая обучаемость. И только последующее назначение ноотропных препаратов в комбинации с седативными обеспечивает значимое улучшение нейромедиаторной активности и возможность стабильной и продолжительной функции нейронов коры головного мозга. В достижении этого большую роль играет, как нами показано, соблюдение щадящего режима дня в течение всего курса лечения.

Выявление вертебрально-базилярной недостаточности и риска появления синкопальных состояний, свидетельствующих о дефиците кровоснабжения мозга и, как следствие его — вторичной гипоксии, и принятие своевременных адекватных мер по их купированию (введением в схему лечения вазоактивных, спазмолитических и мочегонных средств при соблюдении соответствующего режима дня для больного ребенка) обеспечивает улучшение мозгового кровотока и кислородообеспеченности клеток мозга, что уменьшает цефалгию, вестибулярные расстройства, головокружения, стабилизирует зрительные функции.

Последующее проведение ТКМП в щадящем режиме с одновременным приемом антигипоксантов и поливитаминов с микроэлементами или обменной фитотерапией стимулирует регуляторные механизмы головного мозга за счет оптимизации метаболизма нейронов и тем самым усиливает и пролонгирует полученный при лекарственной терапии положительный лечебный эффект.

Своевременное выявление нестабильности межпозвонковых дисков и связочно-мышечного аппарата шейных позвонков и ротационных подвывихов C1 или С2 позволяет вовремя начать мануальную терапию шейного отдела с использованием «мягких техник», что устраняет патологическое положение смещенных шейных позвонков и обеспечивает восстановление анатомо-физиологического состояния шейного отдела позвоночника, благодаря чему устраняется экстравазальное негативное воздействие на позвоночные сосуды и улучшается кровоснабжение мозга. Дополнительное проведение рентгенологического исследования этой области позволяет выявить врожденную аномалию кранио-вертебральной области, при наличии которой проведение мануальной терапии противопоказано.

Выполнение МРТ с сосудистой программой в случае выявления аномалии сосудов головного мозга или шеи — по данным УЗДГ, уточняет локализацию этой аномалии и обеспечивает проведение индивидуального курса вазоактивной терапии с целью предупреждения возможности острой ишемии мозга.

Проведение рассасывающей терапии нивелирует остаточные перинатальные спаечно-дистрофические изменения мозговых оболочек и перивентрикулярных тканей и тем самым предотвращает формирование патологической очаговости в головном мозге.

Рекомендуемые в предлагаемом способе лекарственные препараты, их дозировки и тактика введения, а также режимы проведения мануальной терапии и транскраниальных микрополяризаций основаны на нашем многолетнем опыте лечения больших групп детей с церебральной патологией и анализе получаемых при этом клинических результатов.

Проведение ТКМП по программе интеллектуально-мнестических функций с высокой эффективностью использовано нами ранее при лечении темповой задержки нервно-психического развития у детей [Патент N 2180245, 2002 г.] и потому рекомендуется в данном способе.

Сущность способа поясняется примерами.

Совет

ПРИМЕР 1. Девочка А., 1996 г.р., поступила 14.09.2001 г. в Институт мозга человека РАН (СПб) с жалобами на приступы слабости с побледнением кожи, головные боли, снижение памяти.

Из анамнеза: девочка родилась от первой беременности, срочных родов, вес при рождении 4 кг. Беременность у матери протекала с угрозой прерывания, преэклампсией, анемией, хроническим пиелонефритом. В родах был долгий (12 часов 50 минут) безводный период.

Девочка при рождении была оценена в 8/9 баллов по шкале Апгар. К груди приложена с первого дня и была до года на грудном вскармливании.

Развивалась с легкой задержкой психомоторного развития, длительно наблюдалась по поводу энцефалопатии и гипохромной анемии от легкой до средней степени тяжести.

При поступлении: осмотрена неврологом, выполнены анализ крови, ЭЭГ, РЭГ, УЗДГ, электромагнитное сканирование.

Результаты осмотра: девочка астенизирована, кожа бледная, подкожно-жировой слой снижен, мышечный тонус дистоничный, равномерно снижен. Сухожильные рефлексы (СР) снижены, быстро истощаемые, D≥S.

Определяется рассеянная очаговая микросимптоматика резидуального генеза. Осанка вялая. Ребенок контактный, несколько медлителен, концентрация внимания снижена. В пробе Ромберга пошатывание, легкое головокружение.

Пальце-носовая проба нечеткая. Проба Штанге — 15 сек. Hb — 102 г/л.

Рано (в 3 — 4-летнем возрасте) начинает формироваться вегетососудистая дистония по гипотоническому типу. После заболеваний длительно сохраняются субфебрилитет, общая астения.

Обратите внимание

Психическое и речевое развитие этих детей соответствует возрасту, нередко идет по верхней границе возраста — между годом и полутора годами появляется фразовая речь с достаточно большим набором слов и распространенностью фраз.

Истощаемость, лабильность и повышенная ранимость детей с неадекватной реакцией на минимальную психотравмирующую ситуацию может приводить к проявлениям логоневроза.

Такие дети неуживчивы в коллективе, отрицательно реагируют на общие мероприятия, стараются изолироваться; в то же время у них с самого раннего возраста могут возникать глубокие привязанности к детям более активным, сильным.

Родители, которые обнаружили симптомы повреждения нервной системы и замедление развития у ребенка, обязаны обратиться за консультацией к педиатру; также вам придется спланировать свой график так, чтобы как можно больше времени, вы проводили в занятиях с больным ребенком.

Комплекс терапевтических занятий:

— составить облегченный режим дня;- регулярно применять, прописанные врачом, лекарства;- приглашать специалиста для лечебного массажа и мануальной терапии;- посещать уроки плаванья и занятия по коррекции отдела шейных позвонков;

При ранних стадиях развития церебрастенический синдром поддается лечению. Как результат, можно добиться полного выздоровления пациента. На появление и развития заболевания указывают следующие симптомы:

  • Капризность, повышенная утомляемость и нарушение сна являются первыми звоночками заболевания. Если весомых причин нет (ребенок здоров, находится в благоприятной среде без внешних раздражителей) обратитесь к специалисту.
  • Непереносимость и быстрая утомляемость после физических и психических нагрузок.
  • Проблемы с аппетитом (расстройства при которых у ребенка пониженный или повышенный аппетит).
  • Полная непереносимость шума, света, громких звуков, изменения погоды и езды в транспорте, вместе с другими симптомами дают повод для консультации у врача.
  • Плохое речевое и психомоторное развитие у ребенка.
  • Сильная и частая головная боль, повышенная потливость и непереносимость жары.
  • Плохая память, рассеяность внимание и быстрая усталость от обычных игр могут указывать на развитие данного синдрома.
  • Агрессия, раздражения без повода и истерики могут проявляться на начальной стадии заболевания.

Синдром влечет за собой развитие различных расстройств на нервной почве.  

— головокружение и тошнота;

Основное осложнение в том, что у ребенка падает успеваемость, начинают развиваться неврозы и другие расстройства личности. На фоне стрессовых ситуаций у ребенка формируется патологическая личность, особенно это часто происходит у детей со слабым складом характера.

Несмотря на то, что специалисты дают прогнозы на выздоровление, при несоблюдении режима лечения и других ситуаций, церебрастенический синдром может привести к патологии личности.

У детей разных возрастов могут проявиться признаки отставания в развитии, невозможность работы и успеваемости по основной школьной программе, что является причиной дальнейшей школьной дезадаптации.

Данным проявлениям типично усиление после вакцинации, стрессовых ситуаций, под воздействием интеркуррентных болезней и травмы.

Считается, что для посттравматической церебрастении более свойственны раздражительность, завышенная возбудимость, аффективная взрывчатость, также гиперестезия к ярчайшему свету и звукам, а для постинфекционной — капризность, перепады настроения, плаксивость и чувство недовольства.

Позволяйте ему принимать на себя ответственность.

Не будьте скудны на похвалу: такие дети больше остальных нуждаются в ней.

Договаривайтесь с ребёнком, но не старайтесь вместе с этим сломить его.

Специально для malutka.net Анна Жирко

Источник: http://Kapitano.ru/krasota-i-zdorove/8533-cerebrastenicheskiy-sindrom-chto-eto-takoe.html

Церебрастенический синдром — помогите!!!

  • Дочке 9 лет учится во 2 классе. С детства её запустил невролог. Она у меня очень в школе скованна, зажата, отвечает на уроке тихо, да ещё учитель не понимает, а отыгрывается на ней. Хочу перевести дочь в др.школу . Скажите как правильно построить разговор с директором, как хорошо себя зарекомендовать учителю. Стоит ли говорить о проблемах по неврологии или как? Хочу чтоб учитель нас поняла, что с церебрастеническим синдромом ребенок требует больше похвалы со стороны учителя, что она медленнее решает, дольше думает, ну и вообще чтоб расположила учитель к себе. А в старой школе у нас учитель занизил ей самооценку, кричит и и вообще … ужас. Дочь жалко , плачу с ней когда она рассказывает, что с ней в классе ни кто не дружит и обижает.
  • А Вы в коррекционный класс не хотите ее перевести?Ей там легче и проще будет.А то так и будете школы менять….Как вариант,можно попробывать частную школу, если Вас возьмут, но вот там, уж точно про неврологию говорить НЕНАДО.Там таких не любят и не берут.
  • Вы имеете ввиду началку или вообще 10-ти летку? А потом клейма не будет на ребенке?
  • Сейчас — началку, а дальше — видно будет.7й вид — это не 8й, который не дает аттестата. Это обычная стандартная программа, просто мало детей в классе и специально подготовленные учителя.
  • Если Вы считаете, что часть проблем дочери можно снять похвалой и повышением самооценки — не надейтесь на учителя. Сами захваливайте, мотивируйте, поощряйте.У Вас как-то так от посторонних людей все проблемы — невролог запустил, учитель накричал.Если ребенок имеет серьезные объективные сложности со здоровьем и обучением — биться за адаптацию приходится в первую очередь родителям, совместно со специалистами, выбранными по отзывам.Школьный учитель мало что может сделать, даже если очень захочет. У него на Вашу дочь нет специального времени для занятий. Просто не ругать ребенка, который плохо тянет программу — не выход. Вы можете просить какое-то время не вызывать ребенка к доске или еще что-то, если это часть методики, помогающей скорректировать ситуацию. Но Вам придется убедить учителя, что это будет результативно.Учитель заинтересован в хорошей успеваемости детей и не может «просто оставить их в покое», даже по просьбе родителей.
  • А зачем ребенка со спазмом сосудов отправлять в школу для детей с ЗПР? С какой целью? Надо снять спазм и впредь следить за этим. И все. Вы сами попробуйте учиться с вечно «тяжелой» головой. Наладится кровообращение, ребенок оживет и все будет в порядке.
  • Для начала надо перестать сваливать на других проблемы.Это Вы-мама поздно ими озадачились, плохо работали над теми проблемами,что у нее были и есть.Не надо сваливать на учителя-общайтесь со своим ребенком сами,больше занимайтесь.Ну или действительно 7 вид,где такое отношение будет оправдано,ибо в общеобр.школе где 30 человек в классе индивидуального внимания вероятнее всего не будет.
  • Еще советую позаниматься с учителем-дефектологом и чтобы дочка походила в психологические группы, занятия с нейропсихологом.
  • А Вы думаете мы не ходим? И на занятия нейропсихологом и логопедом, но я не обвиняю во всем учителя, но она не расположила дочку к себе, она просто говорит что Вы от неё хотите? что за ответ .. такой деби….. Нейропсихолог тоже говорит что дочке желательно мягкого учителя. Она просто задалбивает её. И при всём классе (тем более).
  • Потому что церебрастения — это форма ЗПР.Мой с такими же сосудами вполне пристойно учится
  • Я бы перевела ребенка однозначно в другую школу, а на этого учителя написала бы жалобу, если она оскорбляет ребенка. Записала бы на диктофон и в инет еще выложила. Учитель не имеет права оскорблять ребенка, это ужасно. Очень жаль вашу дочь, переводите ее, конечно, тем более и друзей нет- ее в этом классе ничего не держит. В новом классе, имхо, в диагнозы лучше не вдаваться, человеку без медобразования порой трудно оценить ситуацию верно, а само наличие диагноза тут же накладывает клеймо. Лучше просто обозначить особенности ребенка и все, попросить более мягкого отношения, сказать, что сложно адаптируется, что до этого был излишне строгий учитель и т.п..
  • Я не знаю, где Вы территориально, но у нас в Лефортово есть прекрасная школа здоровья «Ковчег», она довольно известна в Москве. Там учатся вместе здоровые дети и дети с особенностями (как сейчас говорят), но школа не коррекционная, диплом обычной общеобраз. школы. Индивидуальный подход, классы по 10 чел., воспитатель на класс, логопеды-дефектологи, куча кружков. Я знаю, что туда со всей Москвы возят, но попасть сложно.
  • Спасибо большое за понимание
  • И я замечательно училась, раньше ведь подобные диагнозы не ставили.Я о своей проблеме узнала уже будучи взрослой.У одной из дочерей тоже проблемы с сосудами (астения), и она хорошо учится, мало того у нее просто огромная нагрузка, которая и для здорового ребенка сразу стала бы непосильной. Но занимаюсь я этим с ее 5-ти лет, и все введено постепенно при строгом режиме дня. Да, если вдруг что то появляется сверх и внезапно то ребенка «штормит», конечно.Тут просто мама узнала вдруг и начала метаться. Хотя по сути менять то ничего не надо, кроме того что таким ребенком надо заниматься.Сейчас мама прийдет в себя после известия, пройдет с ребенком обследования, врачи расскажут о необходимом образе жизни, она все организует, наладит, и все будет хорошо.
  • Вы пишете немного о другом. Астения — это не цереброастенический синдром. У сына он есть, и я прекрасно понимаю маму. Когда твой ребенок не может учиться, когда не можешь понять что такого сложного в элементарных школьных предметах, когда ребенок устает от обычной, не выше среднего нагрузки, и вдруг узнаешь, что этому всему есть объяснение… становится действительно не по себе. А если еще и учитель не идет навстречу, а даже напротив усугубляет проблему ребенка… тут просто волком выть хочется иногда Наш сын, к сожалению, огреб эту проблему после сотрясения мозга и через год 2,5-часового глубокого наркоза с ИВЛ и машиной сердце-легкие. Я представляю себе о чем пишет мама и насколько важен правильный подход к ее ребенку
  • Переводите однозначно.Если есть возможность, то хорошо бы в школу здоровья или что-то подобное с небольшим количеством детей в классе и психологическим сопровождением процесса
  • Я с этим синдромом с детства живу и прекрасно на своей собственной шкуре знаю все эти ощущения. Это как плыть в горячей воде, когда выкладываешься по полной, а продвигаешься еле еле, это как бегать в парной бане, когда каждый шаг дается с дикой нагрузкой. Вот так и учиться с этим синдромом. Это как сквозь вату продираешься. Но вот лечение все это улучшит. Да, мама внезапно узнала диагноз и ей надо время свыкнуться с ним. И учитель ведь тоже не знал, он считал что ребенок попросту ленив и небрежен. Но кто мешает все отладить теперь?А астения это тоже еще тот подарочек, это когда 10 примеров решил великолепно, а 11-ый уже нет, потому истощение наступает моментально и сразу. И после перегрузки надо очень длительное время на восстановление. Т.е. человек может нормально жить только в рамках, все что за этим для него нервный срыв и хаос, в котором он не может себя контролировать.
  • ИМХО, стоит перевести.Ищите учителя (по отзывам, по рекомендациям) с опытом работы с такими детьми.У моего сына астено-невротический синдром + минимальная мозговая дисфункция. Я просто объяснила это учителю, пояснила некоторые моменты особого поведения сына, заверила, что мы работаем над ситуацией, не запустили ситуацию и не бездействуем.Ищите хорошего невролога, который сможет подобрать оптимальную корректирующую терапию. Если возможно, выпросите для дочери т.н. «облегченный» режим, когда можно один день в неделю отдыхать дома, не посещая школу.
  • Учитель, позволяющий себе оскорблять детей, не подлежит отладке, увы
  • А кто вам сказал, что я ребенком не занимаюсь?Мы просто обходимся без «пропить таблеточки».
  • Когда я переводила ребенка у меня спрашивали не столько про успеваемость сколько про поведение ребенка. Подумайте о школьных недостатках и их озвучте в новой школе — причину смены спросят однозначно. Просто сказать, что моему ребенку нужен особый подход — не лучший вариант.
  • Спасибо большое за советы. А поясните у кого можно выпросить облегченный» режим? И ещё , а Вы где наблюдаетесь? Живём в Москве, посоветуйте невролога, или психоневролога, пожалуйста!!!!
  • Спасибо за Ваше понимание. Вы знаете хорошего невролога? Посоветуйте,
  • Просто поговорить с учителем. А вам с ЗПР в 7 виде и так он будет облегченный.
  • Не знаю невролога Сама регулирую нагрузку, да и с учителем повезло… не с первого раза
  • Вы спрашивали хорошего невролога. Посмотрите отзывы в интернете о Тяпкиной Светлане Николаевне. Ходила к ней по рекомендации в клинику на Приорова, 36, но судя по её графику работы она должна ещё где-то работать.
  • А Вы проходили лечение там ? Если кто может ещё посоветовать нейропсихолога и психолога чтобы социализировать ребенка, чтоб не боялась спросить у учителя, научили заводить друзей, быть более коммуникабельней. Доче 9 лет

Источник: https://eva.ru/kids/messages-3113855.htm

Огбу «брц пмсс» — консультация для родителей «причины школьной неуспеваемости или церебрастенический синдром»

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.03.2019, 19:10

ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ИЛИ ЦЕРЕБРАСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

Врач-психиатр
Найденова
Эльвира Васильевна

Церебрастенический
синдром

(от церебро — мозг, астения — слабость) — это неспецифический неврологический
синдром, который характеризуется снижением работоспособности, нарушением
внимания и памяти, повышенной утомляемостью, а также головными болями, сильным
истощением нервной системы и различными вегетативными проявлениями.

Кроме того,
отмечается увеличение продолжительности сна и сокращение времени бодрствования,
эмоциональная лабильность пациента и двигательное беспокойство.
Церебрастенический синдром у детей часто сопровождается усилением врожденных
рефлексов, вегетативными расстройствами.

Одной из причин возникновения
церебрастенического синдрома у ребенка является патологическое течение беременности
и последующих родов у матери, вызывавшие нарушение поступления кислорода в мозг
малыша.

Также к прочим патологическим состояниям, провоцирующим развитие
данного синдрома, относится прием лекарственных препаратов во время
беременности матери, внутриутробные инфекции, недоношенность, гемолитическая
болезнь, пневмония и другие.

Клинические
признаки церебрастенического синдрома

Важно

Проявления церебрастенического синдрома
зависят не только от причины болезни, но и от времени возникновения «дефекта» мозга. Признаки болезни меньше
зависят от психических причин, а усиливаются во время езды в транспорте, от
физического переутомления и от соматических заболеваний.

Такие дети жалуются на
сильные головные боли, на то, что их укачивает в транспорте, они плохо
переносят жару и духоту, быстро утомляются.

У некоторых нарушается сон: у одних
он чрезмерно глубокий (из-за чего дети, например, не просыпаются во время
позыва на мочеиспускание), у других сон поверхностный, со множеством
сновидений, отражающих ту информацию, которую ребенок получил днем.

Настроение
обычно неровное: при утомлении дети плаксивы, раздражительны, вспыльчивы; когда
отдохнут слишком веселы, беззаботны. Неравномерная интеллектуальная
продуктивность очень типична для них: дети хуже отвечают в конце уроков, чем в
начале, хуже отвечают на последнем уроке, чем на первом.

Лечение и
профилактика церебрастенического синдрома

     Важную роль играют:

1) медикаменты,

2) витаминотерапия,

3) правильный режим дня (рекомендуется
дневной сон, не следует вечером пить слишком много жидкости, питание должно
включать больше витаминов, соков, рекомендуется преобладание
молочно-растительной диеты.

Следует избегать переохлаждения и перегревания,
длительного пребывания в душном помещении, в транспорте. Необходимо ходить в
головном уборе (у таких детей часто бывают тепловые удары, обмороки при
перегревании).

4) лечебная педагогика (таких детей
следует спрашивать не на последних уроках, а на первых, не в конце урока, а в
начале.

Нельзя заставлять детей с церебрастеническим синдромом бесперерывно
долго заниматься, необходимо устраивать перерывы, ибо, чем больше занимается
такой ребенок, тем ниже его продуктивность. Необходимо освобождать их от
излишних нагрузок (занятий в специализированных классах с языковым или
художественным уклоном, общественной, ответственной, трудоемкой работы и пр.).

Совет

Все эти мероприятия особенно важны в первые
школьные годы. Щадящего же режима следует придерживаться с первых лет жизни
ребенка.

Какие осложнения
могут возникнуть при церебрастении?

Беда
ребенка с церебрастенией в том, что она может предрасполагать его к снижению
успеваемости, к неврозам, патологическим формированиям личности и другим
расстройствам. Пугливые, внушаемые, быстро утомляемые дети с церебрастенией
легче поддаются воздействию неблагоприятных ситуаций, чем здоровые дети.

Именно
поэтому у детей с остаточными явлениями органического поражения мозга часто
возникают реакции страха, протеста, они
легче подражаютантисоциальному поведению.

И несмотря на, в целом, хороший
прогноз (ожидаемый результат болезни) церебрастенического синдрома, при
несоблюдении соответствующего режима и при неблагоприятных ситуационных
воздействиях церебрастения может перерастать в более грубую патологию, вплетаясь
в картину деформации личности.

Из-за церебрастении у многих детей и
подростков появляются признаки задержки развития: невыносливось, чрезмерная
утомляемость, неспособность угнаться за темпом школьных занятий — все это
приводит к нарастанию дефицита информации, что делает таких детей хронически
неуспевающими учениками.

Им ни в коем случае нельзя заниматься хоккеем,
футболом, боксом и другими видами спорта, при которых бывают ушибы головы.
Такие дети и без того неуклюжи и плохо себя контролируют, поэтому чаще, чем обычные
сверстники, получают различные травмы головы.

Это в еще большей степени
усиливает церебрастению.

Излечивается ли
детская церебрастения?

Ученые убедительно
показали, что церебрастения (как и многие другие признаки остаточных явлений
органического поражения головного мозга) с годами постепенно уменьшается, а
затем и вовсе исчезает. Это связано с большими компенсаторными возможностями
развивающегося человеческого мозга. В тех случаях, когда не было дополнительных
мозговых инфекций и травм, обычно наступает полная компенсация, она зависит от
возраста ребенка и от своевременно начатого лечения. Как правило, компенсация
заканчивается к 9-10-летнему возрасту, хотя отдельные болезненные признаки
(например, склонность к укачиванию во время езды в транспорте) могут
сохраняться на долгие годы.

Источник: http://psy-centr-31.ucoz.ru/index/cerebrastenicheskij_sindrom/0-33

Ссылка на основную публикацию