Как развивать ребенка в 2 месяца? рекомендации и советы педиатра, нормы и отклонения

Нормы развития и отклонения у ребенка до одного года

Развитие каждого ребенка имеет свои особенности. На него может влиять множество факторов, таких как наследственность и индивидуальные особенности организма. Все, что будет описано в этой статье, не может быть эталоном, по которому родители могут оценить своего малыша.

важноВсе показатели — это усредненные нормы, которые служат ориентиром для своевременного выявления отклонений в развитии ребенка первого года жизни.

Во время каждого планового осмотра ребенка, который проводится один раз в месяц, врач-педиатр должен оценить такие показатели:

  • Физическое развитие – рост, вес, окружность головы, окружность грудной клетки.
  • Моторика – двигательная активность ребенка.
  • Статика – способность удерживать свое тело в пространстве.
  • Речь.
  • Эмоциональное и социальное развитие.

Физическое развитие

Основными параметрами физического развития в первый год жизни ребенка являются:

  • вес;
  • рост;
  • окружность головы;
  • окружность грудной клетки.

Вес ребенка до 1 года

Новорожденный ребенок, рожденный в срок (37-40 недель) имеет массу тела от 3000 до 4000 г. В среднем 3200-3700 г.

информацияПервые дни после рождения детки теряют массу, это связано с тем, что у мамы еще недостаточно молока. Максимальная потеря веса приходится на третьи сутки жизни малыша.

Если потеря не превышает 10% от массы при рождении, то это состояние расценивается как физиологическое.

  • В первый месяц жизни ребенок прибавляет около 600 г от начальной массы.
  • За второй и третий месяц малыш прибавляет по 800 г за каждый месяц.
  • С четвертого месяца прибавка в массе тела ребенка уменьшается в среднем на 50 г в месяц.
  • В шесть месяцев вес будет около 7800-8200 г.
  • К году масса ребенка составит 10000–10500 г.

Рост

Длина тела ребенка при рождении в среднем составляет 50-52 см. Затем карапуз активно начинает расти, прибавляя в первые три месяца по 3 см за каждый месяц.

  • За 2-й триместр своей жизни малыш вырастает на 2,5 см за каждый месяц.
  • К 6 месяцам рост составит около 66,5-68,5 см.
  • С 6 по 9 месяц ребенок вырастает еще на 6 см (по 2 см в месяц).
  • Затем, прибавив еще по 1-1,5 см в месяц, к году рост малыша достигает 75 см.

Окружность головы

У новорожденного малыша окружность головы 34-35 см. Затем, в первые полгода, головка малыша вырастает на 2 см в месяц, а во втором полугодии на 0,5 см в месяц.

Окружность грудной клетки у детей

информацияУ новорожденных деток в норме окружность головы больше, чем груди. Но уже в первые месяцы жизни рост груди более интенсивный, и уже к четырем месяцам эти два показателя уравниваются.

В последующем окружность грудной клетки становится больше окружности головы.

Окружность грудной клетки при рождении достигает 31-32 см, затем активно увеличивается на 2 см ежемесячно в первые полгода, а с шести месяцев до года — по 0,5 см в месяц.

Моторное развитие ребенка

  • У новорожденного крохи ярко выражены сосательный и хватательный рефлексы. Постепенно, к концу первого месяца, движения ручками и ножками становятся не такими хаотичными и уменьшается гипертонус мышц. На втором месяце жизни малыш учится поворачивать головку в разные стороны. В три месяца начинают исчезать рефлексы периода новорожденности, тонус мышц приходит в норму, малыш начинает тянуться ручками к игрушкам.
  • Начиная с четвертого месяца жизни, движения карапуза становятся целенаправленными, он может взять в руки игрушку. Лежа на спинке, кроха может перевернуться на бок. Пятимесячный малыш переворачивается со спины на животик. Тянется к игрушкам, чтобы потрогать их. В полгода карапуз активно крутится со спины на живот, и возвращается обратно на спину. Игрушку может перекладывать из одной ручки в другую.
  • На седьмом месяце жизни кроха развеселит родителей тем, что научится играть своими ножками, лежа на спине. Он их поднимает и даже может засунуть в рот. В восемь месяцев малыш уже может брать игрушки в две руки одновременно. Девятимесячный карапуз научился бросать предметы, чтобы их поднимали.
  • информацияНачиная с десяти месяцев, детки могут совершать множество целенаправленных движений.Могут собирать свои игрушки, строить пирамидку из двух-трех кубиков. Начиная с одиннадцатого месяца у ребенка уже хорошо получается брать мелкие предметы не всей ладошкой, а двумя пальчиками, как пинцетом. Годовалый малыш радует родителей тем, что долгое время (30-40 минут) может играть в игрушки, дав маме время заняться делами.

Статическое развитие

  • К концу первого месяца, если ребенка положить на животик, он сможет несколько минут удерживать голову.
  • На втором месяце жизни кроха сможет делать это, уже находясь в вертикальном положении, но пока лишь несколько минут.
  • В три месяца ребенок уже хорошо держит голову длительное время.
  • На четвертом месяце ребенок проявляет интерес к игрушкам, находящимся у него в руках, подолгу рассматривая их. Лежа на животе, поднимает свое туловище, опираясь на предплечья.
  • Пятимесячный малыш при поддержке за подмышки хорошо стоит, твердо упираясь в поверхность.
  • В полгода, лежа на животике, ребенок опирается только о ладошки, поднимаясь на вытянутых руках. Начинает садиться.
  • В семь месяцев ребенок хорошо сидит с прямой спиной без посторонней поддержки. Если его поставить на твердую поверхность, поддерживая подмышки – будет пружинить на ножках вверх и вниз.
  • Восьмимесячный путешественник ползает на животике или передвигается как лягушонок. Сам садится, опираясь о кроватку встает.
  • Малыш в девять месяцев раскачивается из стороны в сторону, стоя на четвереньках. Стоит при поддержке за руки.
  • На десятом месяце жизни карапуз может начать ползать на четвереньках, делает первые шаги, держась за одну руку.
  • Кроха в одиннадцать месяцев стоит без опоры, может сделать первые самостоятельные шаги (1-2) от опоры к опоре.
  • Ближе к году ребенок ходит по комнате, опираясь о предметы интерьера, или даже самостоятельно.

Речь ребенка до 1 года

важноСловарный запас у ребенка к окончанию первого года может достигать 8-12 слов, в упрощенном варианте.

  • К концу периода новорожденности у малыша появляются звуки, напоминающие «а», «е».
  • На втором месяце жизни ребенок начинает коротко гулить.
  • К концу третьего месяца гуление становится частым и продолжительным.
  • У четырехмесячного карапуза начинают появляться разные согласные «б», «п», «м». В гулении ребенка появляются разнообразные интонации.
  • На пятом месяце малыш начинает произносить свои первые слоги «та», «агу».
  • Кроха в полгода может порадовать близких заливистым гулением, да еще и с разной громкостью, сейчас малыш соединяет свои слоги, и начинает выдавать трели: «ба-ба-ба», «да-да-да-да».
  • В течение седьмого и восьмого месяцев жизни карапуз активно совершенствует свои навыки, четко выговаривает различные слоги «ба», «на», «ма».
  • В девять месяцев ребенок может порадовать вас, произнеся «ма-ма», «па-па», правда пока это у него получается случайно, и не ассоциируется с вами.
  • Десятимесячный ребенок начинает осознанно произносить первые слова.
  • На одиннадцатом месяце в запасе у малыша появляются новые слова «ав-ав», «ляля».

Социальное развитие и эмоции

  • информацияНоворожденный ребенок спит до 20 часов в сутки, но реагирует на громкие звуки. К концу месяца может фокусировать взгляд на мамином лице.
  • В два месяца появляется первая улыбка. Хорошо фокусирует взгляд.
  • В три месяца малыш может ответить вам улыбкой или радостным возгласом на эмоциональное обращение к нему.
  • Четырехмесячный карапуз громко и заливисто смеется, общаясь с близкими.
  • На пятом месяце ребенок может начать проявлять интерес к другим деткам, порадоваться их появлению.
  • В полгода карапуз может дать вам понять, что хочет на ручки.
  • Семимесячный малыш проявляет интерес к незнакомым людям, хоть и относится к ним с опаской и страхом. Постоянно требует к себе внимания, особенно от мамы.
  • В восемь месяцев ребенок с интересом наблюдает за детками, общается с ними.
  • Девятимесячный карапуз постоянно копирует поведение взрослых и других малышей. Гораздо меньше боится незнакомцев.
  • Малыш в десять месяцев заинтересованно играет с детьми, четко проявляет свои эмоции – радость, страх, недовольство.
  • В одиннадцать месяцев кроха радуется приходу детей, машет им ручкой, играет с ними.
  • Годовалый карапуз может обнимать, если его попросить, любит и может правильно исполнять легкие поручения, радуется похвале.

Отклонения от нормы у детей до 1 года

Все, что перечислено выше, должно послужить родителям ориентиром для оценки развития ребенка. Но следует помнить, что каждый ребенок индивидуален, и незначительное смещение от нормы не может расцениваться мамой как плохой признак или болезнь.

важноОднако есть определенные состояния, появление которых должно насторожить родителей.

После рождения

  • Ребенок вяло сосет, долгое время не просит есть.
  • Не фокусирует взгляд и не моргает, когда появляется яркий свет.
  • Ручки и ножки ребенка не находятся в гипертонусе, а свисают, как тряпочки.
  • Ребенок не реагирует на громкие звуки, шум.

В 2-3 месяца

  • Не обращает внимания на свои ручки, не интересуется ими.
  • Не реагирует на мамино появление.
  • Не берет предметы в ручки.
  • Не держит голову.

В 4-5 месяцев

  • Не гулит.
  • Не упирается ножками о твердую поверхность, если поддерживать подмышки.
  • Большую часть времени косит одним или двумя глазкам.
  • Не реагирует на появление родных, не интересуется незнакомыми людьми.

В 6 месяцев и после

  • Мышцы ребенка постоянно напряжены или наоборот слишком атоничны.
  • Ребенок во время игр пользуется только одной рукой.
  • Не проявляет радости и любви к маме.
  • Ребенок не реагирует на звуки или реагирует только на очень громкие.
  • Ребенок не поворачивается со спины на живот и обратно.
  • Не умеет смеяться и радостно гулить.
  • Не пытается садиться (в возрасте 8 месяцев).
  • Не лепечет.
  • Не проявляет интереса к играм «ку-ку», «сорока-ворона», приближаясь к годовалому возрасту.

Никогда нельзя точно сказать, когда ребенок должен овладеть определенным навыком, но, если вы обнаружите какие-то из перечисленных признаков у своего малыша – скажите об этом своему педиатру.

Источник: http://deti.baby-calendar.ru/kalendar-razvitiya/do-1-goda/normy/

Ребенку 2 месяца: навыки, развитие, питание и режим

Если вашему ребенку 2 месяца – это уже подходящее время, чтобы начать заниматься развитием его навыков и умений. Первый послеродовой стресс у матери обычно уже проходит, она чувствует себя значительно лучше, становится более уверенной в своей новообретенной роли. Да и ребенок постепенно адаптируется к новому для него миру.

Дети, которым уже исполнилось 2 месяца, по эмоциональному и физическому развитию совершают значительный рывок в сравнении с моментом, когда они появились на свет.

Что умеет двухмесячный грудничок? Как правильно за ним ухаживать? Как развивать? Ответы найдете в нашей статье.

Нормальный рост и вес ребенка в 2 месяца

Средний рост у 2-месячного младенца может колебаться в широком диапазоне, что зависит от пола новорожденного, параметров при рождении, а также наследственных факторов. Все люди разные, такое же утверждение подходит и для малышей. У высоких родителей рождаются крупные дети, а миниатюрные мамочки чаще всего рожают младенцев с небольшим ростом и весом.

Первые 2 месяца жизни считаются периодом интенсивного роста. За короткое время после рождения кроха может увеличить свой вес от 600 до 1500 гр, что обычно обусловлено исходной массой тела при появлении на свет. Очевидный прогресс можно проследить и в росте ребенка, за этот период он может вырасти на 2-3 см. Подробнее о прибавках веса у детей до года →

В двухмесячном возрасте принято считать нормой следующие физические параметры:

  • вес 2-месячного младенца – от 4500 до 6000 гр;
  • рост ребенка в 2 месяца – от 56 до 60 см.

Помимо вышеперечисленных параметров, на приеме у педиатра в 2 месяца производится определение размера головы. У мальчиков окружность черепа составляет 37-41 см, у девочек – от 36 до 39 см.

Режим сна

Малыш в 2 месяца начинает постепенно адаптироваться к окружающему миру, поэтому соотношение времени сна и бодрствования в сравнении с периодом новорожденности постепенно уменьшается.

Читайте также:  Кинетический песок — забавная основа для детского творчества: 10 игр с песком, изготовление дома, видео

Если после выписки из роддома младенец мог спать по 18-19 часов в сутки, то режим сна у малыша, которому исполнилось 2 месяца, начинает изменяться, также появляются закономерности в чередовании периодов бодрствования и отдыха.

Особенности режима сна в этом возрасте:

  • двухмесячный младенец должен иметь 3-4 дневных сна, в общей сумме продолжающихся 5-6 часов;
  • ночной сон длится 11-13 часов, при этом для крохи свойственно просыпаться для кормления каждые 3-4 часа;
  • общая продолжительность сна в 2 месяца равняется 16-18 часам в сутки.

Молодым родителям можно начинать задумываться о формировании здорового режима чередований сна и активности, ведь у ребенка в 2 месяца способны выработаться определенные привычки и ритуалы.

Питание

Самой ценной пищей на протяжении первого полугодия жизни для малыша является материнское молоко, которое обеспечивает поступление необходимых для его развития и роста питательных веществ, а также особых телец, обеспечивающих иммунную защиту. Не всегда маме удается наладить лактацию, и возникает потребность в докармливании смесью либо в полном переходе на искусственное вскармливание.

Когда новорожденному исполняется 2 месяца, интервалы между кормлениями могут быть увеличены — объем желудка грудничка растет, а это значит, что он может больше скушать за один раз и дольше оставаться сытым.

Если малыш ест смесь, то рекомендованные временные промежутки между приемами пищи составляют 3 часа. После еды удерживайте несколько минут младенца в вертикальном положении. Это обеспечит выход проглоченного с пищей воздуха, что уменьшает вероятность срыгиваний.

Обратите внимание

Ребенок на грудном вскармливании также может прикладываться к груди каждые 3 часа, однако большинство педиатров все-таки рекомендуют кормление по требованию, что обеспечивает правильную работу еще несформированного желудочно-кишечного тракта младенца. К тому же, материнское молоко для новорожденного является не только пищей, но и средством для успокоения, а также хорошим «снотворным».

У ребенка в 2 месяца развитие значительно превосходит уровень, который был при рождении, поэтому питание должно обеспечивать кроху энергией.

Развитие ребенка в 2 месяца

Многие современные мамы задаются вопросом, как развивать ребенка в 2 месяца. Ответ можно найти самостоятельно, если точно знать, какими навыками и умениями обладает кроха в этом периоде жизни. Итак, что должен делать ребенок в 2 месяца?

В первые дни после родов малыш большую часть времени спит или проводит у груди, но к двухмесячному возрасту у крохи появляются выраженные периоды бодрствования, которые можно использовать для развивающих игр с грудничком.

Следует проводить занятия различной направленности, которые обеспечивают всестороннее развитие малыша:

  • физические упражнения и гимнастика;
  • массаж;
  • занятия, обеспечивающие развитие моторики и сенсорики;
  • игры, развивающие интеллект;
  • социализация младенца.

Уход за ребенком

В зависимости от времени года, когда родился малыш, к началу 2 месяца жизни новорожденного педиатр обычно рекомендует гулять на свежем воздухе каждый день. Небольшой дождик или ветер не являются преградой к прогулкам, ведь к этому возрасту иммунитет становится более крепким.

Однако не стоит превышать допустимое время нахождения на улице, в особенности зимой, так как переохлаждение способно привести к возникновению простуды у малыша.

Рекомендованное время пребывания на свежем воздухе ребенка на 2 месяце жизни:

  • в теплый период – 1-2 раза в день по три часа, также рекомендуется сон на свежем воздухе;
  • в холодный период – минимум одна прогулка, продолжительность которой не превышает 2 часов.

В процедуры по уходу за малышом входят следующие мероприятия:

  • Ежедневные купания.
  • Частая смена подгузников, не реже одного раза в три часа, а также после каждого испражнения.
  • После того, как малыш покакал, необходимо обмыть попу под теплой проточной водой. Если такой возможности нет, можно использовать влажные салфетки.
  • Ежедневный гигиенический уход за полостью носа, ушами и глазами.

Медицинские наблюдения

В первые полгода после рождения необходимо посещать детскую поликлинику ежемесячно. На приеме педиатр измеряет вес, рост, окружность головы и грудной клетки, производит полный осмотр, проводит аускультацию сердца и легких. Подробнее о том, каких специалистов нужно было пройти к 1 месяцу →

Двухмесячного малыша обязательно должны посмотреть врачи следующих специальностей:

  • окулист;
  • невролог;
  • ортопед.

Благодаря своевременным консультациям узкопрофильных специалистов удается на ранних этапах выявить развитие патологии и принять меры по ее лечению.

Среди родителей распространено заблуждение, что если малыш спокоен и выглядит здоровым, то можно не приходить на плановые визиты к детскому доктору. Это мнение является ошибочным, ведь не каждая мама имеет медицинское образование и может заметь мельчайшие изменения в развитии малыша.

Поэтому обязательно ходите к педиатру, когда вам назначено, ведь врач не только оценивает здоровье маленького ребенка, он дает рекомендации по уходу, кормлению и режиму сна младенца. Если природой вам дан полноценный малыш, то вашей первоочередной задачей является сохранение его здоровья.

Как общается двухмесячный малыш

Самым приятным моментом для новоиспеченных родителей является первая улыбка новорожденного. Ребенок в возрасте 1 месяца способен улыбаться во сне, однако такое поведение не является осознанным. На 2 месяце жизни малыш начинает улыбаться с пониманием кому-то из находящихся рядом взрослых.

Психология крохи такова, что если ему уютно и спокойно, он может одаривать улыбками всех окружающих, при этом произнося различные звуки. Но когда малыш обеспокоен или ощущает опасность, то на лице отражаются его чувства, а ощущать комфорт ребенок будет на руках у мамы или другого родного, хорошо знакомого ему человека.

Двигательные навыки

Что ребенок может в 2 месяца:

  • приподнимать голову и некоторое время удерживает ее в таком положении;
  • отдавать предпочтение одной из игрушек, выделяя любимую;
  • тянуться ручками к предметам — так развиваются манипулятивные навыки;
  • непродолжительное время удерживать игрушки в ладонях;
  • в положении лежа на животе девочка или мальчик в 2 месяца может ненадолго приподнимать верхнюю часть груди от поверхности;
  • постепенно исчезают хаотичные вздрагивания конечностей.

Зрение, слух и осязание ребенка

Грудничок в 2 месяца способен на некоторое время задерживать взгляд на предметах, реагировать поворотом головы на звук.

Зрение

Младенец способен следить за движущейся перед ним игрушкой, при условии, что она находится на малом расстоянии от его лица. Что видит ребенок в 2 месяца? Он может различать предметы, которые располагаются с ним рядом, при этом способен отчетливо рассмотреть черты лица мамы. Но предметы, находящиеся на расстоянии, превышающем 1 метр, малыш пока видит размыто.

Как должен видеть ребенок в 2 месяца? Учеными установлено, что новорожденные способны различать только контрастные цвета, в основном — черный и белый, так как зрение у них монохроматическое. К третьему месяцу малыш начинает замечать яркие предметы, окрашенные в желтый или красный цвет.

Слух

Грудничок учится определять, откуда исходит звук. Если позвенеть колокольчиком на расстоянии 20-30 см от одного уха, то изначально младенец замрет, словно прислушиваясь, где появился шум, а потом повернет голову в нужную сторону.

Осязание

Когда прошло 2 месяца после родов, ребенок начинает активно проявлять интерес к окружающему миру и делает это при помощи рук. Предлагайте малышу щупать предметы различной формы и материала.

Игры

Выбор развлечений и занятий для крохи зависит от того, что умеют дети в 2 месяца:

  • Показывайте ребенку четкие картинки с геометрическими фигурами преимущественно черно-белого цвета.
  • Поднесите к лицу малыша погремушку и проследите, чтобы он сфокусировал взгляд на ней, после чего отведите предмет в сторону. В ответ младенец должен проследить за ней взглядом.
  • Для развития тактильной чувствительности полезно давать ребенку прикасаться к различным предметам. Предлагайте поочередно мягкие и твердые игрушки, кусочки ткани различной фактуры, вещи, имеющие гладкие и шершавые поверхности.
  • Полезно будет приобрести или смастерить самостоятельно детские браслеты с бубенчиками, фиксирующиеся на запястьях. Во время движения рук колокольчики будут звенеть, что помогает развивать слух у ребенка.
  • Малышу в 2 месяца рекомендуется для развития органов чувств закрепить у изголовья кроватки музыкальный мобиль с игрушками.

С каждым днем ребенок становится взрослее, приобретает новые навыки и умения. Даже простая беседа с крохой помогает ему гармонично развиваться. Обязательно разговаривайте с малышом, не думайте, что если он не может вам ответить, то не способен понять, о чем вы говорите.

Благодаря материнскому голосу ребенок учится воспринимать различную интонацию, громкость, а также высоту звука, что благоприятно отражается на его развитии.

Младенец растет очень быстро. В первый год жизни его психические и физические параметры усиленно совершенствуются, и чтобы происходило правильное формирование навыков, молодой маме следует знать все об особенностях развития ребенка в 1, 2, 3 месяца и т. д.

Источник: https://moirody.ru/rebenok/2-mesyaca.html

Отклонения в развитии ребенка

Прочитав эту статью, Вы сможете понять есть ли у малыша до года какие-либо отклонения в развитии.
Известный немецкий педиатр Т.

Хельбрюгге выделил несколько особо важных признаков в развитии ребенка: сидеть,ползать, ходить, держать предмет, разговаривать и общаться с окружающими людьми, которые не соответствуют его возрасту и должны насторожить родителей.

Возможно, ребенку необходимо тщательное  медицинское обследование.

Отклонения от нормы в развитии двигательных умений ребенка (все данные указаны на конец месяца)

Месяца.

1            В вертикальном положении кроха не может на несколько секунд удержать голову.
           Не может поднять головку на несколько сантиметров от поверхности и удержать ее. Делает несимметричные, хаотичные  движения ногами и руками.
3            Лежа на животе, не удерживает голову в течение 40-60 сек. Не умеет  удержать голову на 30 сек.

находясь в вертикальном положении.
4           Когда лежит на животике, не может приподняться, опираясь на предплечья. В то время, когда кроху поднимают из положения лёжа, головка его отклоняется назад. Когда ребенка поддерживают в вертикальном положении под ручками, он даже не пытается опереться на пальцы ног.
5           Ребенок плохо поворачивается с живота на спинку.

Плохо держит головку, особенно тогда, когда его приподнимают за руки из положения лёжа.
         Когда лежит на животе, не дотягивается до игрушки. Если кроху придерживают в вертикальном положении под мышками не перебирает ножками «пританцовывая».
7           При поддержке за ручки не пытается сесть.
8           Не ползает назад.

Не может стоять при поддержке за руки даже короткое время.
9           Ребенок лежа на животе, не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед. Когда малыш сидит, плохо держит равновесие и не может повернуться вокруг себя.
11        Не умеет ползать на четвереньках. Не может сидеть протянув вперед  ножки. Не может передвигаться, держась за опору.

12        Не умеет сделать 3-5 шагов, держась за руки взрослого.

Кроме развития умений сидеть, ползать, стоять и ходить, очень главным для ребенка в процессе изучения окружающего пространства является развитие мелкой моторики  руки, прежде всего, движений хватания.

Новорожденный малыш рождается на свет с хватательным рефлексом, который проявляет себя как сжимание и разжимание пальцев при нажатии на ладонь. Через некоторое время этот рефлекс пропадает, и формируются осознанные хватательные движения.

Помочь хорошо развить у ребенка моторику рук помогут специальные занятия о которых Вы сможете прочесть в статье «Развитие детей по системе Монтессори»

Отклонения ребенка в развитии мелкой моторики

Конец 3 месяца.    Малыш не тянется полуоткрытой ручкой к предмету яркой окраски, который взрослые держат перед ним, не рассматривает свои ручки.
Конец 5 месяца.    Ребенок не может потянуться к заинтересовавшей его игрушке.
Конец 6 месяца.

    Не может схватить и удержать кубик.
Конец 8 месяца.    Не умеет удержать между указательным и большим пальцами предмет размером с пуговицу.
Конец 9 месяца.    Не пытается сам пить из кружки, сдергивать с головы шапочку.
Конец 12 месяца.

  Не может удержать одной рукой два маленьких кубика, подать игрушку взрослому.

О том как должен развиваться малыш до года можно подробно узнать в этой статье «Развитие ребенка от 0 до 12 месяцев».

К числу наиболее опасных отклонений от нормы, способных спровоцировать отставание речевого и познавательного развития ребенка, относятся нарушения в развитии слуха и зрения. Поэтому при при первых же появившихся у вас подозрениях необходимо обратиться к специалистам для проведения полного медицинского обследования ребенка.

Читайте также:  Родничок у новорожденных и всё о нём: где находится, когда зарастает, нормы (большой и маленький)?

Отклонения ребенка в развитии зрения (данные указаны на конец месяца)

Месяц.  

1          Ребенок не следит глазами за движениями света (Например: свечка, фонарик). Не смотрит в глаза наклонившегося к нему человека.

         Не следит глазами за игрушкой. Не повторяет за взрослым его мимику.
         Не изучает свои руки, не подносит их к глазам, не перебирает (не двигает) пальцами. Малыш не улыбается в ответ на улыбку и доброжелательную мимику взрослого человека.
         Ребенок не протягивает руки и не хватает заинтересовавшую его игрушку.
6          Не умеет переложить игрушку из одной руки в другую.
         Не может стучать кубиком по столу или другой поверхности.
8          Не берет двумя пальцами протянутые к нему игрушки.
9          Не умеет стучать кубиками друг об друга.
10        Не сбрасывает игрушки со стола или не выбрасывает из манежа.
12        Не интересуется игрушкам (погремушками, машинкам, куклам). Не пытается найти игрушку, которую спрятали у него на глазах. Не повторяет движения взрослого игрушками (не ставит кубик на кубик). Не умеет выложить кубики в одну линию.

Отклонения в развитии слуха у ребенка (данные на конец месяца)

Месяц.

         В ответ на неожиданный и громкий звук не проявляет реакцию торможения сосательных или двигательных движений (ребенок не вздрагивает, не моргает).

        Ребенок не прислушивается к звуку колокольчика (который находится на расстоянии 1,5 метра от него).
        Не ищет глазками и не поворачивает голову вправо и влево в направлении звучащего предмета или звука. Не реагирует на музыкальные игрушки.
5         Не прекращает плакать, если слышит пение мамы или музыку.
6         Не реагирует на шуршание бумаги, которую не видит.
7         Не поворачивает голову в сторону звука или говорящего человека. Не улыбается, когда с ним разговаривают.
8         Не прислушивается к разговору взрослых. Не реагирует (не замирает) в ответ на новый непривычный для него звук. Ребенок не проявляет интерес к музыке. Лепет у малыша отсутствует.
9         Не проявляет реакции на свое имя. Не понимает слово «нет», запрета. Не играет в «разговор».
10       Не лепечет, либо лепет монотонно окрашен. Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.
12       Не показывает по просьбе взрослого на картинки, людей, животных или знакомые предметы. Не повторят за взрослым простые звуки, односложные слова. Не реагирует на тихие звуки. Ребенок не поворачивается как в сторону тихих, так и громких звуков. Не проявляет интереса к окружающим звукам и музыке. Даже не пытается говорить.

Большинство родителей начинает беспокоиться если ребенок плохо говорит или не говорит вовсе после 2-2,5 лет.

В некоторых случаях после проведения полной диагностики (выявления причин задержки речевого развития) оказывается, что нарушения речи у ребенка связаны с серьезными повреждениями центральной нервной системы или органов слуха.

Специалисты,которые работают с маленькими детьми, знают о том, что по характеру предречевых характеристик речи ребенка, по его поведению можно прогнозировать особенности формирования речи. Родители должны обратиться к врачу, если заметят у ребенка признаки, описанные ниже.

Отклонения в развитии речи у ребенка (данные на конец месяца)

Месяц.

1           Не кричит когда хочет есть, когда мокрый или других неприятных ощущениях.

          Ребенок не улыбается, когда с ним разговаривают.
5           Не умеет произносить звуки или слоги (ба-ба-ба, дя-дя-дя, тя-тя-тя). Не пытается, находясь на руках у мамы, отыскивать взглядом предметы или людей, которые она называет («Где бабушка?», «Где киса?»)
7         Кроха не пытается привлечь к себе внимание какими-либо звуками.
9          В речи у малыша не появились повторяющиеся одинаковые слоги, звучащие как одно слово (ма-ма, ням-ням,да-да)
10        Не может повторить за родителями около восьми различных звуков или слогов. Не умеет покачать головой в стороны в знак отрицания (нет-нет), помахать ручкой до свидания (пока-пока).
12        Не может произносить не одного понятного «детского слова», которым ребенок называет одни и те же предметы, людей и ситуации. Не прислушивается к музыке. Не умеет выполнить простую просьбу (например: дай мяч).

Постепенно ребенок овладевает нужными для жизни навыками общения с окружающими людьми, простыми способами самообслуживания (учиться самостоятельно есть, пить, одеваться), начинает осознавать себя как личность. Все это в психологии принято называть социализацией ребенка.

Но случается, что ребенок не может приобрести эти умения, он избегает общения с людьми (и даже с мамой), не усваивает простейших бытовых процедур, не использует речь как средство общения с окружающими людьми.

У ребенка развиваются как называемые коммуникативные нарушения (нарушения общения).

Отклонения ребенка в социальном развитии

Конец 1 месяца.    Не перестает кричать, когда мама прикладывает его к груди или прижимает к себе.
Конец 2 месяца.    Не смотрит на мать, когда она с ним заговаривает.
Конец 3 месяца.

   Ребенок не улыбается, если к нему подходит взрослый, который заговаривает с ним или улыбается ему.
Конец 4 месяца.    Не радуется, когда с ним играют.
Конец 5 месяца.    Не прекращает плач, когда с ним заговаривают. Не различает недовольных интонаций взрослого и доброжелательной.

Конец 6 месяца.   Не просится на руки (протягивая свои руки к взрослому).
Конец 7 месяца.    Не проявляет нежность и ласку по отношению к маме или другим близким (не прижимается к телу, щеке).
Конец 9 месяца.    Не различает близких и чужих людей.

Не пугается или не стесняется чужих людей, не расстраивается или сердится, когда у него забирают игрушку.
Конец 10 месяца.  Не повторяет или не имитирует действия, вызвавшие смех окружающих.
Конец 11 месяца.  Не поддерживает чашку, когда пьет. Не может самостоятельно есть печенье или сухарь.

Конец 12 месяца.  Ребенок не может самостоятельно кушать ложкой густую пищу. Не строит забавные гримассы, заметив своё отражение в зеркале.

По материалам книги «Ваш ребенок» О.Жуковой.

Источник: https://zaykapobegayka.ru/na-vtoroe/137.html

Развитие ребенка в 2 месяца – навыки, умения

Доброго времени суток, дорогие читатели! Сегодня я хочу продолжить с вами говорить о наших новорожденных детках! Помню, как советовалась с родственниками по поводу воспитания своего младенца – ведь мамой я стала впервые. Что интересно, так это то, что советы от родственников поступали самые разные!

У каждого было свое мнение на счет режима дня, питания и развития грудничка. Конечно, это вводит в заблуждение: а как же правильно на самом деле? Кто прав? И тогда я обратилась к интернету. О том, каким должно быть развитие ребенка в 2 месяца Комаровский, известный детский педиатр, рассказывает более чем доступно. Теперь, набравшись опыта, я спешу поделиться им с вами!

1. Физическое развитие ребенка

Когда вашему малышу исполнится два месяца, вы заметите, что он стал совершенно другим. Сравните фотографии малютки из роддома и его внешний вид на данный момент – он не похож на маленького «инопланетянина» из роддома. Черты лица преобразились, движения стали более уверенными, сам кроха – спокойнее.

На плановом осмотре детский врач взвесит и замерит грудничка, чтобы выявить, не отстает ли он от своих сверстников в физическом развитии.

Нормой считается, если:

  1. девочка весит 3,9-6,6 (мальчик: 4,3-7,1) кг;
  2. рост малышки 53-61,1 (мальчишки: 54,4-62,4) см;
  3. окружность головки девочки 35,8-40,7 (мальчика: 36,8-41,5) см.

Однако во время осмотра врач берет во внимание и другие факторы:

  • в какой срок был рожден ребенок;
  • есть ли у него хронические заболевания;
  • и прочее.

Поэтому, если рост/вес ребенка не соответствует норме – это вовсе не значит, что ваш малыш неполноценный или развивается несвоевременно. Каждый малыш индивидуален, поэтому запомните, что общепринятые нормы зачастую не имеют особенного значения.

Режим дня малютки также меняется. Теперь малыш спит меньше, чем ранее. В общей сумме, количество часов сна приравнивается к 19. Причем, дважды за день новорожденный может проспать до трех часов подряд! Ночью может и вовсе не просыпаться. Сон становится более крепким.

Важно

В двухмесячном возрасте у новорожденных нередко возникают проблемы с дефекацией. Детки, что питаются маминым молоком, могут опорожняться до 8 раз за день! А вот малыши, которые с рождения переведены на сухие смеси, зачастую начинают страдать от запоров.

Обратите внимание на поведение своего ребенка, если он часто сучит ножками и плачет, а его животик стал плотным – возможно, у него колики. Это частое явление у деток такого возраста.

2. Особенности развития крохи

Со временем малыш совершенствует свои навыки, взрослеет, крепнет, набирается сил. Теперь, помимо безусловных рефлексов, он научился осознанно смотреть на мир.

В двухмесячном возрасте ваш малыш умеет концентрировать свой взгляд на определенном предмете и даже может следить за мамой, которая ходит по квартире (ещё в месяц младенцу крайне трудно фокусировать взгляд на предметах в движении).

Так что же должен уметь ребенок в возрасте двух месяцев? Во-первых, всё то, чему научился за предыдущий месяц своей жизни.

Более того, теперь он приобрел новые навыки:

  1. научился удерживать головку на протяжении 15 секунд;
  2. умеет переворачиваться с боку на спинку самостоятельно (а ведь буквально вчера ребенок бы лежал в том положении, в котором вы его оставили);
  3. улыбается во весь рот (конечно, такая мимика больше похоже на восхищенное «о», но вы, мама, сразу узнаете, что малыш смеется);
  4. реагирует на прикосновения родителей и других людей (причем, мамины объятия вызывают у крохи легкую улыбку, а руки незнакомых людей могут спровоцировать малыша на плач);
  5. гулит, тянет гласные буквы (может даже пытаться петь);
  6. вслушивается в разные звуки (причем, даже может начать определять, с какой стороны доносится звон);
  7. плачет, с целью выразить свое недовольство относительно чего-то (например, хочет, чтобы его накормили или просит таким образом сменить ему грязный подгузник).

Конечно же, малыш за первые месяцы может успеть освоить гораздо больше. Для этого нужно чаще с ним заниматься и в этом вам помогут различные игры!

3. Развивающие игры

Молодые родители знают, что маленький человечек ещё совсем не готов к серьезным поучительным урокам. Сейчас куда правильнее развивать навыки младенца с помощью детских игр.

Вы можете предложить малышу с целью получения новых знаний:

  • тянуться за игрушками, подвешенными в полуметре над его головой (выбирайте яркие и красивые фигурки, чтобы малышу хотелось их достать ручками);
  • наблюдать за звенящей погремушкой, которую вы будете водить со стороны в сторону (это поможет малышу развить зрение и научиться концентрировать свое внимание на определенном предмете);
  • повторять за вами гласные буквы (только ни в коем случае не заставляйте малыша петь, если у него нет настроения).

Сейчас малыш очень любознательный, поэтому ему очень понравится изучать окружающую местность.

Возьмите ребеночка на руки и расхаживайте с ним по квартире, называя каждый встречный предмет. Также поступайте и на улице. При систематичности повторений малыш начнет запоминать слова и ассоциировать их с предметами.

Ещё очень полезно для развития тактильных ощущений проводить с малышом пальчиковую гимнастику. Такие занятия стимулируют мозговую деятельность. В интернете есть множество видео-уроков о том, как правильно выполнять упражнения. А вообще, можно приобрести целое пособие для развития мелкой моторики – книга вам пригодится и в дальнейшем!

Читайте также:  Анафилактический шок у детей: 5 основных причин развития

Можете пофантазировать! Наши бабушки включали смекалку, когда воспитывали нас: давали трогать предметы разных форм (макароны, пуговицы, столовые приборы), читали газеты вслух, давали дергать свои волосы. Сейчас любые занятия пойдут на пользу малышу!

Но главное, не оставляйте ребенка без присмотра! Теперь он начал тянуть в рот все то, что попадает к нему в руки! Будьте осторожны!

Ну, что ж, буду прощаться с вами, но, ненадолго. Если вам была полезна статья – порекомендуйте её своим друзьям. И подписывайтесь на мои обновления. Пока-пока!

2016-05-03

Источник: https://maminyzaboty.com/razvitie-rebenka-v-2-mesyatsa-navyki-umeniya.html

Что любит и как развивается ребёнок в 10 недель?

Каждая мама 10-недельного малыша знает, что такое изматывающие бессонные ночи. Именно в этом возрасте грудничок особенно беспокоен и возбудим. Он просыпается и плачет, не реагирует на укачивание, и даже грудь иногда не может его успокоить.

Все, что вы можете сделать, так это набраться терпения и максимально облегчить малышу жизнь. То есть строго следовать режиму сна/кормления, не злоупотреблять визитами гостей, обеспечивать тишину во время сна и быть ближе к своему чаду.

Как изменилась ваша кроха к возрасту 2,5 месяца?

Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам

Физическое развитие малыша в 10 недель жизни

Для вашего чада 10-ти недель — это период ускорения. Ускорения в физическом развитии, психологическом, эмоциональном.

  • Малышу уже маловаты первые распашонки, и его рост — 59-63 см.
  • Вес — около 5000-5600 г. Недельная прибавка — около 200 г.
  • Окружность головы постепенно приближается по показателям к окружности грудной клетки, хотя пока еще голова больше.
  • Стул и мочеиспускания
    Стул — от 5-8 раз/сутки до 1 раза за 2-3 дня (все индивидуально).

    Мочеиспускания — частые, хотя иногда малыш способен проснуться абсолютно сухим, на радость маме.

  • Сколько мы спим?
    Спит кроха по-прежнему 17-18 часов, иногда 16. Ночной сон -– около 10-11 часов с небольшими перерывами на «перекус».
  • Зрение
    В 2,5 месяца кроха видит уже не на 50 см, а на 2-3 метра, и с удовольствием фиксирует взгляд на всех движущихся предметах, лицах, питомцах и игрушках. Возможно небольшое косоглазие, которое пройдет к 4-м месяцам.
  • Движения
    Движение рук/ног пока еще больше хаотичное, но ребеночек уже предпринимает попытки подчинить себе ножки и ручки.
  • Кормление
    Кушаем по-прежнему около 130-150 г за 1 порцию. Всего за сутки съедаем 800-900 г.

    Если даже грудного молока маловато, обязательно прикладываем чадо сначала к груди и только потом — на докорм, к бутылочке!

    Число кормлений сейчас составляет 6-7 в сутки, из них 4-5 дневных и 2 ночных. Интервал — 3,5 часа (ночью длиннее).

  • Прогулки
    До 6 раз в день — обязательно и в любую погоду. Исключение — мороз ниже минус 12-15 градусов и сильный ветер. Спать желательно также на свежем воздухе.

Новые достижения ребенка 2,5 месяцев

Ни одного дня в возрасте до 1 года не проходит без новых достижений и изменений.

Стоит вам подойти к кроватке, а кроха уже улыбается вам всем своим существом, улыбкой, взглядом и взлетом ручек и ножек. Каждый новый день для мамы и на этой неделе богат новыми радостями.

Что умеет малыш в возрасте 2,5 месяцев?

Движения

  1. Начинает координировать свои движения. Отмечается прогресс в контроле мышечной деятельности конечностей, шеи, головы.
  2. Ножки и ручки постепенно избавляются от тонуса, в лежачем положении растягиваются, разгибаются.

    Хотя полностью от тенденции к согнутому положению кроха еще не избавилась.

  3. Лежа на пузике, малышок опирается на предплечья и локти, пытается отталкиваться ножками и держать головку (около 15-30 сек.).
  4. Ручки уже не сжимаются так сильно в кулачки — пальчики разгибаются.

  5. При поддержке мамы подмышками карапуз держит головку и машинально «шагает», опираясь на кончики своих пальцев, либо упирается о поверхность стопами.

  6. Переворачивается на бочок с положения «на спине» и на бочок с положения «на животике», а каждый второй малыш — со спинки на животик.
  7. Если протянуть руки, кроха хватается за пальцы и пытается подтянуться и сесть.
  8. Умеет пить воду с ложечки.

  9. При прикладывании к груди сам находит сосок, приспосабливается, помогает ладошками.
  10. Целенаправленно и осознанно сосет палец.
  11. Начинает все пробовать на вкус.

  12. Находясь в вертикальном положении, кроха удерживает свою головку — она уже не «болтается» из стороны в сторону.
  13. Поворачивается на звук.
  14. Следит за объектами, которые расположены вокруг него в пределах 180 градусов.

Речь, звуки

  • Появляются гортанные звуки, лепет, связанные с буквой «х» гласные «е», «о», «а», «у».

  • Крик — пока лишь оптимальное средство для выражения недовольства: повелительный крик — от голода, беспокойный и беспрерывный — от неудобства (жарко, мокро и пр.

    ), пронзительный с резким сгибанием коленок — от колик, монотонный, капризный — от усталости.

  • Хорошее самочувствие выражается лепетом, гулением, улыбкой.

Эмоции и игры

  1. Отвечает улыбкой на ласку, мамин голос, близость ее лица.
  2. Радуется во время купания.
  3. Пытается схватить яркую игрушку. Если попала в ладошку, то крепко схватывает, трясет, тянет в рот.

    Хватательный рефлекс уже вполне осознанный.

  4. Не лежит без дела — изучает, ощупывает, прислушивается, играет со своими ручками и ножками, рассматривает свои ладошки.
  5. Оживляется при появлении знакомых людей.

  6. Сгибает и разгибает пальчики на руках, изучает их, захватывает одну ладошку другой.

И еще одно изменение — запачканных подгузников становится меньше.

При взрослении созревает пищеварительная система крохи, большая часть молока усваивается организмом.

Правила ухода за малышом в 10 недель жизни: что стоит предусмотреть маме?

Проблем с грудными детьми — вагон и маленькая тележка. То высыпания, то колики, то опрелости, то беспокойство. Всего не перечислить. Остановимся на основных проблемах, возникающих к 10-й неделе жизни карапуза.

  • Красные пятна на щеках
    Им свойственно появляться как раз на 10-й неделе. Они болезненны, покрываются тонкой корочкой, отмечается зуд. Называются они молочными корками, это — проявление неправильного обмена веществ.
  • В этот период начинается и рахит

    При появлении залысины, потливости, беспокойства карапуза, мокрых пятен на подушке, резкого запаха мочи сразу обращайтесь к педиатру!

  • Малыш начинает тянуть в рот все, что попадается ему в руки.
    Мамина задача — обеспечить абсолютную гигиену всех предметов, которые карапуз может пихнуть в рот. Будь то уголок одеяла, соска, пальцы или игрушка.
  • Режим сна/бодрствования (и кормлений, конечно) должен соблюдаться мамой и папой неукоснительно. Именно сейчас вы закладываете основу на будущее.
  • Отрастающие ноготки
    Растут они крайне быстро, после чего ломаются либо загибаются.
    Чтобы чадо себя не поцарапало, своевременно отстригайте ноготки.

    Лучше делать это во время сна — бережно, аккуратно, не оставляя острых кончиков, закругляя (ноготки на ногах закруглять не нужно).

  • Утренний туалет остается прежним — глазки протираем с помощью ватного тампона (прим. — предварительно смачиваем его в кипяченой воде), от внешнего уголка к внутреннему.
    Чистим ушки и носик скрученными из ваты жгутиками. Протираем ватным тампоном личико.
  • Купаем кроху хоть каждый день (температура воды — 36,5 гр.).
    С детским мылом — пару раз в неделю.
  • 30 минут в день выделяем на массаж и гимнастику Разглаживаем тело крохи теплыми ладонями, скрещиваем и разводим ручки в разные стороны, поворачиваем малыша с одного бока на другой, подтягиваем его за ручки.
  • Нервная система
    Ее, как известно, надо беречь. Поэтому не злоупотребляем посиделками с гостями, телевизором, шумной музыкой и вообще всем, что возбуждает крохину нервную систему.
  • Если при рождении (либо в утробе) имела место гипоксия, то в этом возрасте начинают проявляться ее последствия.

    Симптоматика: плач и раздражительность, дрожащие руки и подбородок при крике/плаче, измененный мышечный тонус — сопротивление чада при попытке развести в стороны ножки или ручки, опирание только на пальчики (не на стопы) при попытке поставить его на ножки. При данных признаках обращайтесь к неврологу!

  • Акне
    Педиатры заверяют, что детское акне — норма (то есть пройдет). Проявляется обычно на шее и спине, на плечах.

    Протирайте малыша минимум раз в день теплой влажной тканью и обязательно насухо промакивайте тело, прежде чем одеть ребенка.

Развитие и игры ребенка 2,5 месяцев

Эта неделя не слишком отличается от предыдущей, и советы остаются прежними.

Чтобы ваш малыш развивался быстро и правильно, помогайте ему в игровой форме, не забывайте о тактильных ощущениях (близкий контакт — вот, что нужно сейчас крохе более всего), массаже, разнообразии игрушек, впечатлений.

  • Музыка
    Категорически не рекомендуется громкая и резкая музыка — только плавная, мелодичная, спокойная. А лучшей музыкой будет папин ласковый голос и мамина колыбельная.
  • Мышечная активность крохи способствует стимуляции психического развития.
    Поэтому максимально уделяйте внимание всем процедурам, сопровождая их упражнениями, поглаживаниями, телесным контактом.
  • Для повышения двигательной активности подвесьте перед малышом 2-3 яркие игрушки на таком расстоянии, чтобы он мог дотянуться (колечки, погремушки, неваляшки).
    На расстоянии 30-50 см развешиваем яркие рисунки с четкими деталями (меняем их, едва кроха начинает терять к ним интерес) — развиваем и зрительную активность. Например, рожицы в схематичном изображении.
  • Любимые цвета детей в этом возрасте — красный и желтый с оранжевым.
  • Погремушки
    Учитывая, что карапуз уже тащит игрушки в рот, выбираем погремушки, которые его не поранят и будут удобны.
    Никаких дешевых погремушек с шариками, которые могут рассыпаться от удара — только крепкие игрушки с закругленными концами, без заусениц, с удобными ручками.

    Лучший материал — мягкий и теплый на ощупь, безопасный для здоровья.

  • Разнообразим ощущения
    Не только погремушки можно вкладывать в ладошку малышу. Чем разнообразнее фактура и его ощущения, тем активнее развитие.

    Поэтому «ощупать» можно и деревянную ложку, и помпон от шапки, и венчик для взбивания яиц, и шарик из скомканной бумаги. Конечно, все делается под контролем мамы, чтобы ничего не попало в рот.

  • Экспериментируем со звуками
    Хорошо, если карапуз уже знает звук колокольчика и бабушкин голос, лай собаки и смех старшего брата.

    Но ведь есть еще звон металла, шуршание бумаги, переливчатые звуки неваляшки, пение птиц, звон монетки в коробке и многое другое. Экспериментируйте!

  • Не забываем про «сороку» с кашкой
    Эта игра нравится всем малышам без исключения. Зажимаем поочередно пальчики, водим по ладошке, рассказываем «сказку» — это полезно и для развития речи, и для мелкой моторики.

    К слову, чем активнее будет происходить развитие мелкой моторики, тем раньше потом ваше чадо начнет рисовать, правильно держать ручку, красиво писать и завязывать шнурки на ботинках.

  • Из полезных игрушек (помимо погремушек и неваляшек) сейчас можно добавить кукол и мягкие игрушки, подвески и мобили, различные развивающие коврики.
  • Тренируем зрение
    Ждем, пока кроха зафиксирует взгляд на (например) красном шарике, и начинаем перемещать предмет то вверх/вниз, то вправо/влево.
  • Игра «попугай» Сейчас малыш начинает активно повторять за мамой гримасы. Воспользуемся этим в благих целях — для тренировки мышц лица.
    То есть высовываем язык, надуваем щечки, вытягиваем губы трубочкой, чмокаем и фыркаем. Все эти «таланты» пригодятся малышу для дальнейшего воспроизведения звуков.

В движениях кисти — прямая связь с речевыми зонами мозга.

Поэтому не скупитесь на свободные пятиминутки — развивайте чадо!

Вкладывайте игрушки в ладошки по очереди — то в левую, то в правую. Пусть это будут то пластиковые колечки, то палочки с ребристой поверхностью, то мягкие игрушки.

Только не отнимайте сразу — малыш должен не только схватить, но и удержать, изучить, почувствовать.

Поделитесь с друзьями:

Источник: http://baragozik.ru/razvivaemsya-i-uchim/chto-lyubit-i-kak-razvivaetsya-rebyonok-10-nedel.html

Ссылка на основную публикацию