Снижение зрения у детей: 8 методов диагностики

Причины ухудшения зрения у детей, как сохранить зрение

Первый раз ребенок посещает офтальмолога в ходе плановой диспансеризации в возрасте одного месяца, затем в 6 месяцев и в 1 год.

И в это время у 4-5% малышей выявляются врожденные патологии глаз, такие как миопия и астигматизм.

Но уже к 11-13 годам этот процент радикально меняется: снижение остроты зрения, по данным Минздрава РФ, наблюдается у 15-17% школьников. И эти цифры растут с каждым годом.

Причины ухудшения зрения у детей

Причин ухудшения зрения у детей дошкольного возраста множество, но первостепенную роль отводят физиологической усталости глаз и нарушению аккомодации. Насыщенная программа обучения в детском саду и школе, развивающие игры и просмотр мультфильмов на компьютере – все это способствует развитию близорукости.

Но насыщенный график ребенка лишь создает предпосылки, а истинными врагами хорошего зрения являются:

  • плохое освещение;
  • неверный подбор мебели для занятий;
  • наследственность;
  • дефицит витаминов и минералов в рационе;
  • отсутствие режима работы и отдыха.

Сыграть свою роль способны и некоторые заболевания – ОРВИ, сахарный диабет и другие.

Поэтому профилактика снижения зрения у детей сводится к организации рабочего пространства и режима отдыха, отслеживанию рациона и обогащению его витаминами и минералами.

Кроме того, школьникам необходимо посещать офтальмолога не реже одного раза в год, а при выявлении симптомов миопии – каждые полгода.

Профилактика

Освещение, положение тела в пространстве во время чтения и работы с мелкими деталями, расстояние от глаз до книги – факторы, которые для детей чрезвычайно важны.

  • Парта и стул должны соответствовать росту ребенка. Расстояние между глазами и лежащей книгой обязано быть 30-35 сантиметров.
  • Во время чтения, рисования и письма важно обеспечить в меру яркое освещение, падающее на стол слева (для правшей).
  • Дети устают быстрее взрослых. Поэтому интервал их занятий должен чередоваться в соответствии с возрастом: для детей 2-5 лет оптимальный рабочий период – 15-20 минут, за ним следует 10 минут активной игры или разминки. Первоклашкам предписывается трудиться 35 минут с 15-минутным перерывом, и только в 9-10 лет нагрузка возрастает до академического часа.
  • Аналогичные временные рамки устанавливаются и для занятий на компьютере, просмотра мультфильмов и видов творчества, связанных с мелкой работой.

Для детей с нарушением зрения в 15-минутные перерывы будет полезным использование упражнений, тренирующих мышцы глаз. Идеальный комплекс поможет подобрать офтальмолог клиники «Оптик-центр», но вы всегда можете использовать действенные и простые приёмы:

  • Чередование взглядов вдаль и рассматривания предметов вблизи. У многих школьников миопия обусловлена нарушением аккомодации глаза, и это упражнение способно помочь в борьбе за сохранение остроты зрения.
  • Зажмуриваем глаза, а затем широко раскрываем их. Такая тренировка улучшит кровоснабжение и расслабит мышцы глаз.
  • Рисование картинок в воздухе. Попросите, чтобы ребенок следил за вашей рукой глазами и чертите ею геометрические фигуры, соблюдая максимальную амплитуду. Упражнение способствует улучшению аккомодации и помогает противостоять прогрессирующей близорукости.

Особое внимание следует уделить питанию детей дошкольного и младшего школьного возраста, особенно, если ребенок стал хуже видеть вдаль. Причины миопии нередко кроются в дефиците витаминов А и группы В, фолиевой кислоты, минералов – селена, цинка, марганца. Поэтому важно включать в рацион цельнозерновые продукты, зеленые овощи и фрукты, листовые культуры. Не забудьте и о знакомых с детства «лекарствах» – моркови и чернике.

Симптомы ухудшения зрения

Ребенок школьного возраста может сам пожаловаться, что плохо видит с доски. Способствует быстрому выявлению патологии и ежегодная диспансеризация. Намного сложнее распознать патологию у дошколят, которые не могут сами сообщить о проблеме.

Тревожными симптомами для родителей должны стать следующие особенности поведения:

  • малыш часто мигает, трёт постоянно глаза;
  • ребенок плохо видит вдаль, щурится глядя в окно или рассматривая какой-то предмет;
  • быстро устаёт от рисования, лепки, теряет интерес.

У детей до года миопия сигнализирует о себе расходящимся косоглазием.

При выявлении этих симптомов нужно незамедлительно обратиться к врачу.

Обследование маленьких пациентов и диагностика

План обследования детей дошкольного возраста и учеников начальных классов включает в себя:

  • опрос и выяснение жалоб;
  • авторефрактометрию или скиаскопию с помощью офтальмоскопа, определение рефракции;
  • осмотр глазного дна после медикаментозного расширения зрачка;
  • определение характера движения с помощью четырехточечного цветотеста;
  • определение объема движения глазных яблок;
  • определение угла косоглазия;
  • измерения внутриглазного давления;
  • биомикроскопия (осмотр переднего отрезка глаза с помощью щелевой лампы);
  • рекомендации и назначение лечение.

При выявлении ухудшения зрения ребенку, как можно раньше подбираются очки. И родителям нечего опасаться: все современные детские модели изготавливаются из пластика, который не станет источником острых осколков в случае детских потасовок. Альтернативой очкам для детей от 6 лет может стать «ночная коррекция» – ортокератология. Суть ее заключается в использовании специальных линз только в ночное время, которые корректируют форму роговицы и восстанавливают зрение на весь следующий день.

У школьников миопия зачастую носит временный характер и обусловлена нарушениями аккомодации глаза. Поэтому офтальмолог нередко назначает два визита с разрывом в неделю и назначением капель. При временных нарушениях повторная проверка ухудшения зрения вдаль не выявит.

Диагноз миопия: что делать?

Радикальных методов лечения близорукости у детей нет. Лазерная коррекция допустима только с 18 лет. Поэтому основным методом борьбы с падением зрения становятся очки. Их постоянное ношение избавляет детские глазки от повышенной нагрузки, способствует стабилизации процесса.

Помимо очков детям назначается физиотерапия – электрофорез с дибазолом, магнитотерапия, электростимуляция и ряд других методов. Рацион ребенка обогащают витаминами – фолиевой и никотиновой кислотой, препараты кальция.

Ныне существует целый ряд способов коррекции и стабилизации зрения у детей. Врачи клиники «Оптик-Центр» помогут вам подобрать эффективные и надежные варианты.

Источник: https://optic-center.ru/articles/uxudshenie-zreniya-u-detej-prichiny-simptomy-i-metody-profilaktiki/

Виды нарушений зрения у детей — все о зрении

Дети с проблемами остроты зрения имеют особенности в развитии и требуют иного подхода к обучению, чем те, кто видит хорошо. Прежде всего, это проявляется компенсаторным развитием других органов чувств, позволяющих познавать мир – осязания, слуха. В зависимости от степени ослабления зрения методики донесения знаний до них будут различаться.

Виды нарушений зрения

Нарушения зрения у ребенка могут быть функционального или органического характера.

Первые характеризуются преходящими изменениями, которые поддаются коррекции или могут пройти самостоятельно (пример – косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и др.).

Органические же поражения имеют в основе морфологические изменения структуры глаза или других отделов зрительного анализатора (зрительные нервы, проводящие пути и др.).

Часто при органических нарушениях зрения выявляют сопутствующие поражения нервной системы или врожденные пороки развития – ДЦП, нарушения слуха, задержка умственного развития и др.

По причине, вызвавшей нарушения зрения их классифицируют на:

  • Врожденные – если повреждающий фактор действовал в период внутриутробного развития плода (чаще инфекции и метаболические расстройства);
  • Наследственные – когда заболевание глаз передается из поколения в поколение (например, дальтонизм, катаракта, глаукома и др.);
  • Приобретенные – если причина действовала после рождения ребенка (инфекции, травмы и др.).

По степени снижения остроты зрения детей разделяют на слабовидящих, с остаточным зрением или тотально слепых.

Особенности развития детей с нарушениями зрения

Благодаря зрению человек получает до 90% информации об окружающем мире. Поэтому, когда этот орган чувств выпадает, информация к ребенку преимущественно поступает через слух и осязание.

Особенностью детей с нарушением зрения является то, что у них формируются несколько иные представления об окружающем мире, чем у зрячих, так как формируются иные чувственные образы.

В воспитании таких детей важную роль играет регулярное обращение внимания на все виды слышимых звуков.

Обратите внимание

Снижение остроты зрения кроме того, что ограничивает познание мира вокруг ребенка, несколько замедляет развитие речи, внимания и памяти. Слепые дети могут неправильно понимать слова, так как слабо соотносят их с реальными предметами, которые эти слова обозначают.

Огромную роль в развитии детей с нарушением зрения играет физическая активность.

При воспитании особенно важно уделять больше времени подвижным играм и развлечениям, так как они развивают координацию и умение правильно ориентироваться в пространстве, мышечное чувство, обучают важным навыкам или даже стимулируют зрение.

Важно учитывать рекомендации офтальмолога и конкретный диагноз при формировании вариантов двигательной активности маленьких детей. Это необходимо для того, чтобы предупредить отрицательные последствия при неправильно подобранных нагрузках.

Другой особенностью детей с нарушением зрения является то, что при обучении конкретным навыкам и действиям требуется многократное их повторение «рука об руку». Причем это необходимо повторять до тех пор, пока действие не доведется до автоматизма.

Подбирать игрушки для маленьких детей с плохим зрением нужно крупные, яркие, с фактурной поверхностью (стимулирует развитие осязания и остаточное зрение), особенно интересны им музыкальные игрушки и те, которые издают определенные звуки.

В семье слабовидящий ребенок должен быть вовлечен в процесс реализации внутрисемейных обязанностей и выполнять их по мере возможности. Не нужно ограничивать его контакты с нормально-видящими детьми.

Психофизическая характеристика детей с нарушением зрения

В развитии слепого дошкольника можно выделить 3 общие закономерности:

  • Такой ребенок несколько отстает в физическом и умственном развитии по сравнению со зрячим сверстником, так как активность в отношении освоения окружающего мира у него ниже;
  • Периоды развития слепого ребенка не совпадают с таковыми у зрячих. Это происходит до тех пор, пока другие органы чувств не выработают механизмы компенсации отсутствия нормального зрения;
  • Для развития слепого ребенка характерна диспропорциональность – одни стороны личности развиваются быстрее (речь, мышление), а другие – медленнее (овладение пространством, движения).

Важная характеристика детей с нарушениями зрения – из-за недостаточного развития координации движения слепые дошкольники неуклюжие и недостаточно уверенные.

Так, при врожденной слепоте отставание в формировании навыка ходьбы может составлять 2-3 года.

Импульсивность дошкольников на том же уровне, что и зрячих, но ввиду отсутствия достаточной координации импульсивность проявляется резче и ярче.

Профилактика нарушений зрения у детей

Чтобы надолго сохранить хорошее зрение, необходима профилактика его нарушений у детей. Заниматься этим следует с первых месяцев жизни малыша. Так, первый визит к офтальмологу здоровый ребенок должен совершить вместе с мамой в возрасте 1 месяца.

Врач осуществит диагностику возможных врожденных проблем с органом зрения и даст рекомендации по профилактике нарушений зрения у детей. В возрасте 2-3 лет можно уже проверить по специальным таблицам остроту зрения.

Ранняя диагностика позволит избежать в будущем многих проблем с учебой в школе.

Важно

Обучение детей с нарушениями зрения должно учитывать рекомендации окулиста. Абсолютно слепые дети могут посещать специализированные детские сады и обучаться в школах-интернатах для слепых и слабовидящих. Возможно получение среднего образования на домашнем обучении. При остаточном зрении обучение детей с нарушениями может проводиться с применением специального оборудования и пособий.

Читайте также:  Лечение ангины у детей в домашних условиях: 5 правил полоскания горла

Если ребенок умеет читать, он должен обязательно соблюдать правила гигиены чтения – не читать лежа, делать перерывы около 3-5 минут, выполняя специальную гимнастику для глаз. Также врачи рекомендуют ограничить просмотр телевизора и время компьютерных для игр.

Видео с YouTube по теме статьи:

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник:

Снижение зрения у детей: 8 методов диагностики

Последнее обновление статьи: 23.03.2018 г.

Аномалии рефракции — группа нарушений, связанных с несоразмерностью силы оптической системы глаза к его переднезадней оси (грубо говоря — длине глаза).

Аномалии рефракции делятся на:

  • близорукость (миопию);
  • дальнозоркость (гиперметропию);
  • астигматизм.

Близорукость (миопия)

Это вид рефракции, при котором характерной особенностью является расположение главного фокуса непосредственно перед сетчаткой, что, в свою очередь, не позволяет хорошо рассматривать предметы, расположенные вдали.

Происходит это всё из-за несоответствия силы оптической системы глаза и его длины. В результате этого выделяют осевую (увеличен размер глазного яблока) и рефракционную (увеличена сила преломляющего аппарата) близорукость.

Также выделяют следующие степени близорукости:

  • слабая (до 3 диоптрий);
  • средняя (от 3,25 до 6,0 диоптрий);
  • высокая (выше 6 диоптрий).

Методы диагностики

Для постановки диагноза используют несколько методов диагностики:

  1. Определение остроты зрения (визиометрия).

У детей раннего возраста определить реальную величину остроты зрения не представляется возможным. Можно лишь косвенно судить о ней, основываясь на данные офтальмоскопии при исследовании глазного дна врачом, данные скиаскопии, если ребёнок позволит ее провести, либо данные рефрактометрии. В возрасте 4-5 лет зрение у детей проверяют с помощью таблиц.

  1. Определение полей зрения (периметрия).

У детей обосновано применение компьютерной сферопериметрии, так как, согласно исследованиям, далеко не все дети способны понять методику, а потому полученные данные зачастую имеют ложный результат.

  1. Осмотр глазного дна (офтальмоскопия).

В отличие от взрослых, у детей осмотр глазного дна проводится всегда на широкий зрачок.

  1. Скиаскопия в условиях полной циклоплегии.

Данное исследование даёт более объективную картину после предварительного проведения атропинизации (процедура закапывания капель Атропина в глаза).

  1. Рефрактометрия.
  2. Ультразвуковое исследование (режим А-скан и В-скан).
  3. Осмотр глазного дна с линзой Гольдмана.
  4. Измерение внутриглазного давления (тонометрия) при необходимости.

Необходимо понимать, что, по сути, близорукость, как и гиперметропия, не болезнь, а состояние, требующее от пациента соблюдения определённого стиля жизни.

Сбалансированное питание, определенная гимнастика для глаз, приём витаминов, массаж шейно-воротниковой зоны, режим труда и отдыха — важные профилактические методы.

К сожалению, они крайне редко соблюдаются пациентами.

Основные методы лечения близорукости

Главным консервативным методом лечения является очковая либо контактная коррекция зрения.

Согласно последним данным было установлено, что прогрессирование миопии может быть остановлено только при полной коррекции зрения. Частичная коррекция вызывает спазм аккомодации, тем самым усугубляя состояние, что, в свою очередь, приводит к прогрессированию нарушения.

В современном мире все больше людей предпочитают контактную коррекцию зрения, однако данный вид коррекции не всегда возможен у маленьких детей и требует обязательного контроля взрослых.

Использование ночных ортокератологических линз «Парагон».

Имеет свои преимущества. Линза вводится исключительно на ночь перед сном. Она легка в использовании.

Основной же лечебный эффект заключается в строении линзы: она мягко влияет на клетки эпителия роговицы, что в свою очередь позволяет уменьшить силу преломляющего аппарата глаза.

В случаях прогрессирующей миопии с выраженными изменениями на глазном дне необходимо проведение периферической профилактической лазеркоагуляции, которая ограничивает участки измененной сетчатки, и, в свою очередь, является профилактикой такого грозного осложнения, как отслойка сетчатки.

При достижении возраста 18 лет врачами рекомендуется проведение оперативного лечения: лазерной коррекции зрения (ФРК, ЛАСИК, ЛАСЕК), рефракционной замены хрусталика или имплантации факических линз. Возраст 18 лет выбран не случайно, согласно исследованиям учёных, именно до этого возраста происходит рост глазного яблока. Поэтому раннее проведение оперативных методов лечения не будет столь эффективно.

Источник: http://forpostdoor.ru/linzy/vidy-narushenij-zreniya-u-detej-vse-o-zrenii.html

Диагностика зрения у детей

Специалист Московской Глазной Клиники Миронова Ирина Сергеевна раскрывает актуальную в наше время тему про диагностику зрения  у детей.

Актуальность

Когда следует посещать офтальмолога и проводить диагностику зрения детям?

Методы диагностики

Видео

Актуальность

Заболевания органа зрения диагностируются у людей все чаще. Статистические данные указывают на тенденцию к увеличению развития этих патологий в детском возрасте.

Орган зрения человека развивается до 16 лет. Наиболее активный период формирования структур глаза — до 7-8 лет, но развитие продолжается и в подростковом периоде.

В этом возрасте на глаза ребенка влияют многие негативные факторы:

  • Длительное пребывание перед монитором компьютера или экраном телевизора;
  • Чрезмерные зрительные нагрузки;
  • Несоблюдение режима труда и отдыха;
  • Чтение или работа с гаджетами в неправильной позе;
  • Неблагоприятное экологическое окружение;
  • Травмы глаз;
  • Отягощенная наследственность.

Именно в детский и подростковый период важно следить за состоянием и развитием органа зрения. Многие заболевания, лечение которых затрудненно и малоэффективно в зрелом и пожилом возрасте легко корректируется у детей.

Выявление заболеваний со стороны зрительного анализатора у детей отягощено тем, что дети редко сами жалуются на ухудшение зрения, а многие патологии в начальных стадиях могут протекать скрыто и бессимптомно. При отсутствии диагностики и эффективного лечения патологии прогрессируют. Качество зрения постепенно ухудшается.

Определенные заболевания глаз проявляются неспецифическими симптомами. Например, нарушения аккомодации (фокусировки на предметах) могут проявляться непоседливостью и неуспеваемостью в школе. В процессе фокусирования взгляда на картинке или тексте ребенок чувствует напряжение, дискомфорт и переключает свое внимание на другие вещи.

Совет

Только регулярное посещение офтальмолога и периодическое проведение комплексной диагностики позволяет выявить потенциальные угрозы нарушения зрения у ребенка, оценить полную картину состояния зрительной системы, диагностировать заболевания еще на ранних этапах развития, подобрать наиболее эффективную лечебную и профилактическую тактику.

Своевременная диагностика зрения у детей и проведение профилактических мероприятий снижают риск развития заболеваний, способствуют правильному формированию структур глаза, улучшают качество жизни ребенка.

Регулярное посещение офтальмолога позволяет предотвратить появление и прогрессирование таких серьезных заболеваний, как косоглазие, амблиопия, близорукость, дальнозоркость и др.

Зрительная система ребенка активно реагирует не только на негативные факторы, но и на лечебные мероприятия.

Когда следует посещать офтальмолога и проводить диагностику зрения детям?

Целесообразно проводить диагностику и консультацию офтальмолога:

  • В 1 месяц жизни ребенка;
  • Через 6-12 месяцев после рождения;
  • В 3-летнем возрасте;
  • В период начала посещения школы (6-7 лет);
  • В 3, 5, 9 и 11 классах.

Первый офтальмологический осмотр у ребенка проводиться в послеродовом периоде в роддоме.

Врач оценивает наличие или отсутствие врожденных патологий со стороны зрительной системы (врожденная катаракта, воспалительные процессы зрительного нерва (неврит), микрофтальм, гирофтальм, опухолевидные образования сетчатки, глаукома и др.).

Также определяется подвижность глаз, положение глаз, слежение за предметами, состояние глазного дна и прозрачность преломляющих сред. Общий осмотр глаз позволяет выявить частую патологию — дакриоцистит новорожденных.

В роддоме обязательно и тщательно осматриваются недоношенные дети (родившиеся до 37 недели беременности), т.к. риск выявления патологии органов зрения выше (ретинопатия недоношенных или сосудистопролиферативное заболевание сетчатки, атрофия зрительного нерва, врожденная миопия и др.).

В 6-12 месяцев офтальмолог определяет рефракцию глаз для ранней диагностики дальнозоркости, близорукости или астигматизма. Также исследуется взаимное положение и движение глаз с целью диагностики косоглазия.

В 3-х летнем возрасте офтальмолог может впервые определить остроту зрения ребенка.

Отсутствие заболеваний со стороны зрительной системы не повод для отказа от регулярной диагностики зрения. В определенные периоды нужно проходить комплексную диагностику и консультацию офтальмолога, т.к. увеличивается риск появления заболеваний со стертыми клиническими проявлениями на раннем этапе развития.

Если у ребенка уже диагностировано заболевание органов зрения, частота осмотров у офтальмолога — 1 раз в год или полгода (зависит от рекомендаций лечащего врача, характера и степени тяжести заболевания).

Обратите внимание

При обнаружении любых симптомов поражения зрения не следует дожидаться планового осмотра.

Такими проявлениями могут быть:

  • Затуманенный или «пустой» взгляд ребенка;
  • Стойкое отклонение оси одного или двух глаз;
  • Ребенок не может сфокусировать и фиксировать взгляд;
  • Ребенок не узнает родных и близких (в ранние периоды – не узнает лицо матери);
  • Прищуривается;
  • Трет глаза;
  • Жалобы на головные боли во время чтения;
  • Быстрое утомление во время учебы;
  • Птоз (патологическое опущение верхнего века);
  • Нистагм (патологические частые непроизвольные колебательные движения глазного яблока).

Целесообразно незамедлительно обратиться за медицинской помощью к офтальмологу и пройти комплекс диагностических мероприятий.

Методы диагностики

Во время комплексного обследования зрения у ребенка важно исследовать все его аспекты, чтобы вовремя выявить даже незначительные патологические изменения и подобрать эффективное лечение.

Для проведения диагностики наша клиника предлагает своим пациентам целый комплекс современных аппаратов и методик, позволяющих гарантированно в кратчайшие сроки добиться наилучших результатов.

Измерение остроты зрения

Для исследования остроты зрения у детей дошкольного возраста используют таблицы Орловой или Олейниковой. На них изображены знакомые детям силуэты (самолет, машинка, животные и др.) различного размера. Перед исследованием необходимо убедиться, что все изображения знакомы ребенку.

Ребенка располагают на определенном расстоянии от таблицы, которая хорошо освещена, и просят поочередно закрыть один глаз, потом другой.

Начиная с нижнего ряда таблицы, врач указывает на силуэт и просит ребенка назвать его. Если ребенок затрудняется, то врач указывает на силуэт из другого ряд, где изображения больше. Таким образом, определяется центральное зрение или острота зрения у детей.

Визометрия у детей школьного возраста и подростков исследуется при помощи таблиц Сивцева – Головина, на которых изображены буквы.

Измерение рефракции

Существуют субъективные и объективные методы.

Субъективные чаще используют при обследовании детей школьного и подросткового возраста. Обследование проводится путем подбора коррегирующих линз различной кривизны, которые дают наилучшую остроту зрения.

Объективные методы могут использоваться для исследования рефракционной способности глаз у новорожденных и детей дошкольного возраста. Исследование проводят посредством:

  • Скиаскопии — методика, основанная на наблюдении за передвижением теней в области зрачка в момент освещения глаза световым пучком фонарика или отраженным от зеркала.
  • Офтальмометрии — исследование передней кривизны роговицы, которое осуществляется с помощью офтальмологического прибора — кератометра.
  • Авторефрактометрии — исследование рефракционной способности глаза посредством специального оборудования. Такой офтальмологический аппарат излучает пучок инфракрасного света, который проходя через зрачок попадает на поверхность сетчатки. После прохождения через оптические среды глаза, он преломляется, отражается от глазного дна и возвращается назад. Аппарат автоматически высчитывает рефрактерную способность глаза и выявляет отклонения.
Читайте также:  Стоптуссин для детей: показания, 10 противопоказаний, инструкция по применению

Осмотр глазного дна с расширенным зрачком

Предварительно в конъюнктиву глаза закапывают фармакологический препарат, который обеспечивает стойкое продолжительное расширение зрачка. Это необходимо для того, чтобы офтальмолог мог тщательно визуально осмотреть глазное дно. Применяются капли атропина, «Фенилэфрин», «Ирифрин». После этого посредством использования дополнительной аппаратуры врач осматривает глазное дно.

Периметрия

Во время этой диагностики исследуются периферическое зрение и поля зрения.

Определение резерва аккомодации

Исследуется способность глаза к фокусировке на предметах, расположенных вдали и вблизи. Нередко диагностируется дальнозоркость и близорукость. При ранней диагностике отклонений в резерве аккомодаций, откорректировать этот показатель можно посредством тренировок запаса аккомодации.

Исследование бинокулярных функций

Определяется способность зрительной системы к восприятию и формированию стереоскопического (трехмерного) изображения. Для диагностики используются четырехточечный световой аппарат.

Определение длины глазного яблока, размера хрусталика, кривизны роговицы

Нарушения зрения могут развиваться не только вследствие органических поражений глаза, но и из-за непропорциональности его структур. Поэтому важным этапом комплексной диагностики зрения у детей является измерение параметров отдельных структур глаза. Измерение проводится бесконтактными методами и безболезненно.

Глазная эргометрия

Этот принцип основывается на предъявлении к ребенку умеренной зрительной нагрузки по различию приближаемых к глазам объектов.

Показатель устойчивости аккомодации

Также обнаруживается на эргометре. Изначально измеряют ближайшую точку аккомодации правого глаза. Затем исследуется ближайшая точка ясного видения в условиях максимального напряжения в течение 3 минут.

Световая чувствительность

Исследуется на адаптометре после темновой адаптации продолжительностью 1 час.

Состояние физиологического покоя аккомодации

Для расслабления аккомодации к глазу приставляют линзу +3,0 диоптрий. Врач указывает на определенную букву таблицы Сивцева-Головина, расположенной на расстоянии 33 см.

В случае если расслабления аккомодации не произошло, то пациент называет букву только после приближения таблицы на определенное расстояние. Тогда выявляется явление остаточного напряжения аккомодации.

Оно возникает в результате нарушения динамического равновесия мышц антагонистов.

Видео «Когда ребенка нужно показать офтальмологу?»

Регулярные консультации офтальмолога и периодическое комплексное обследование функций зрения позволяет предупредить серьезные заболевания, диагностировать врожденные патологии органов зрения, выявить незначительные изменения на ранних этапах развития патологии и вовремя подобрать эффективную тактику лечения, что улучшит качество жизни ребенка и предотвратит прогрессирование заболевания в дальнейшем.

Наши цены

Стоимость лечения зависит от выбранного метода (аппаратное или хирургическое), количества рекомендованных процедур и т.д. Комплексное обследование для детей в нашей клинике от 3 500 руб. С ценами на все виды диагностических исследований, процедур на аппаратах и хирургические вмешательства можно посмотреть здесь.

Уточнить все интересующие подробности, цены на услуги и записаться на консультацию к специалисту Вы можете по телефонам: 8(800)777-38-81 (звонок бесплатный для всех телефонов РФ) и московскому номеру 8(499)322-36-36 или онлайн, воспользовавшись соответствующей формой на сайте.

Источник: https://mgkl.ru/patient/stati/diagnostika-zreniya-u-detej

Проверка зрения у детей: способы, методики, нормы — «Здоровое око»

Очень часто те дефекты, которые касаются органов чувств, малыши воспринимают как норму.

Не зная, как это у других, не сравнивая, ребенок растет и не жалуется на плохую слышимость или расплывшуюся картинку перед глазами.

А тем временем разрушительные процессы, которые можно остановить в младенчестве, продолжают прогрессировать. Знать как проверяют зрение у детей нужно каждому родителю, чтобы предупредить или выявить болезнь в стадии зарождения.

Детское зрение — особенности

80% всей информации человек получает через свою способность видеть. Детство — время изучения окружающего мира интенсивными темпами, поэтому крайне важно поддерживать здоровье глаз малыша.

На сегодняшний день у одного из десяти детей дошкольного возраста находят нарушения и каждый пятый ученик школы получил неутешительный диагноз от окулиста.

Своевременное реагирование даже на незначительные отклонения способно подарить ребенку полноценную жизнь в ярких красках. Важно помнить, что органы зрения после рождения проходят этап адаптации и становления.

Малыш привыкает к свету, окружающей обстановке, учится фокусировать взгляд и задерживать свое внимание. В это время развивается соединительная ткань и мельчайшие составляющие глазного яблока.

Помните о некоторых особенностях, присущих детскому зрению:

  • в разном возрасте требования к остроте меняются: чем младше ребенок, тем хуже он видит и это не патология, а норма;
  • глазки малышей быстро устают — не стоит усердствовать с тренировками, играми, а тем более мультфильмами;
  • проблему, обнаруженную на раннем этапе развития, легче устранить.

Своевременное реагирование на нарушение способно спасти зрение ребенка или хотя бы приостановить негативное воздействие болезни.

Как проверить?

Исследование способностей для каждого возраста индивидуальна. Существует три применяемых вида анализа:

  1. Домашняя проверка. Помогает распознать в незначительном дискомфорте предпосылки заболевания. В младенчестве сводится к наблюдению, а в дошкольном и школьном возрасте приобретает черты тестирования способностей глаза.
  2. Врачебный осмотр. С помощью специальных таблиц выявляются патологии органов зрения, снижение остроты или нарушение функций. На сегодняшний день интернет-статьи пестрят заголовками, подсказывающим как проверить зрение ребенку в домашних условиях. Появились приложения, для которых возможна проверка зрения онлайн на компьютере для детей школьного возраста. Но стоит помнить, что такие методики способны выявить наличие или отсутствие явных проблем со зрением, но никак не поставить диагноз. Профессиональный осмотр является единственно правильным способом безошибочно проверить зрение ребенку.  
  3. Специальное обследование. Назначается после выявления врачом подозрений на конкретное нарушение целостности, силы, четкости и других показателей, отклонений от здорового состояния органа зрения. Процедура проводится с помощью специального оборудования, приспособлений и растворов.

Источник: https://zdorovoeoko.ru/poleznoe/baza-znanij/proverka-zreniya-u-detej/

Диагностика и профилактика нарушений зрения у детей старшего дошкольного возраста

Гронец И.Ю.

Заведующая Детский сад № 1881 г. Москвы Юркова Р. М.

старший воспитатель Детский сад № 1881 г. Москвы

Бурба И.В. старший воспитатель Детский сад № 1881 г. Москвы Храмцов П.И. доктор медицинских наук, Заведующий лабораторией новых технологий в гигиене детей и подростков

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН

Москва, Россия

ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: Эффективность профилактики нарушений зрения во многом зависит от объективности результатов обследования на ранних этапах роста и развития ребенка. С помощью программы скрининговой компьютерной диагностики зрения проведено обследование 73 детей 5 -7 лет 3 раза в течение 2011-2012 гг.

Важно

с целью раннего выявления нарушений зрительных функций и для контроля эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий по сохранению и восстановлению зрения у детей в процессе их пребывания в детском саду. В начале обследования нарушения зрения были выявлены у 61 (83,5%) ребенка. У 12 детей (16,5%) детей нарушений зрительных функций не установлено.

У девочек нарушения зрения выявлялись в 1,4 раза чаще, чем у мальчиков, соответственно, у 59% и 41%. По результатам обследования детей установлено, что нарушения остроты зрения имели 93,8% детей, бинокулярного зрения — у 6,2% детей. В динамике 2011-2012 учебного года было проведено обследование 67 детей осенью и 68 детей весной.

В начале учебного года нарушения зрения были выявлены у 57 (85,1%) детей, в конце — у 24 (35,3%) детей. За период наблюдения количество детей с нарушением остроты зрения уменьшилось в 2,5 раза, бинокулярного зрения — 1,95 раза. В динамике учебного года отмечено улучшение зрения как у мальчиков, так и у девочек, но чаще — у мальчиков.

Дети, у которых по результатам компьютерной скрининг-диагностики были выявлены нарушения зрения, направлялись в детскую поликлинику к врачу-окулисту для уточнения диагноза и получения рекомендаций по их коррекции.

Зрение имеет определяющее значение в развитии и жизнедеятельности ребенка. В дошкольный период формируются основные зрительные функции: острота зрения, цветовое восприятие, бинокулярное зрение, поле зрения, глазодвигательные функции.

Снижение остроты зрения может быть вызвано нарушением преломляющей силы оптической системы глаза (рефракции), что приводит к снижению разрешающей способности глаза, точности, полноты и скорости восприятия, затруднению и замедлению узнавания предметов и изображений.

Нарушение бинокулярного характера зрения, приводящее к снижению способности видеть двумя глазами одновременно и воспринимать рассматриваемый объект как единое целое, искажает пространственное, стереоскопическое восприятие окружающего мира.

Нарушение глазодвигательных функций, характеризующееся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, приводит к возникновению косоглазия.

Совет

Понижение остроты зрения ведёт к психической ранимости. Может наступить стрессовое состояние, высокая раздражительность, дезорганизация поведения вплоть до отказа от деятельности. Хорошая острота зрения — это залог благополучного эмоционального состояния ребёнка, уверенности в себе, общительности, хорошего настроения.

Состояние зрения влияет и на развитие мышления. При низкой остроте зрения представления ребёнка могут быть скудны, неточны, часто бывают ошибочны. Это негативно влияет на понимание происходящих вокруг процессов. С ухудшением зрения ослабляется внимание, зрительная память.

Всё это становится причиной отставания в развитии ребёнка и влияет на его обучаемость.

Плохое зрение сказывается на ориентации в пространстве. Двигательная активность детей ограничена, поэтому для большинства из них характерна гипокинезия. У таких детей чаще выявляются различные нарушения осанки, плоскостопие, снижение функции внешнего дыхания.

В связи с этим начинать обследование детей с целью выявления ранних нарушений зрения необходимо еще с дошкольного возраста, поскольку в этот

период развития можно наиболее эффективно восстановить нарушенные зрительные функции.

Обследование проводилось с помощью программы скрининговой компьютерной диагностики зрения у детей 5 -7 лет трижды в течение 2011-2012 гг. Программа компьютерной диагностики разработана в научно-производственном предприятии «РЕАБИЛИТАЦИЯ».

Аппаратно -программный комплекс используется не только для раннего выявления нарушений зрительных функций, но и для контроля эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий по сохранению и восстановлению зрения у детей в процессе их пребывания в детском саду.

Обратите внимание

При определении остроты зрения использовались оптотипы в виде колец Ландольта, которые предъявлялись на экране монитора. Обследование одного ребенка занимало 3-4 мин.

Исследование бинокулярного зрения включало определение характера зрения при открытых глазах. Наличие или отсутствие бинокулярного зрения определялось с помощью точечного цветового теста Уорса.

Тест для оценки бинокулярного зрения, как и остроты зрения, проводился на расстоянии 3 м. Очки со светофильтрами одеваются непосредственно или поверх корригирующих очков. Перед правым глазом помещается красный светофильтр, перед левым — синий.

При этом ребенок наблюдает два синих кружка левым глазом, красный кружок — правым, а белый — обоими.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Возможны следующие варианты восприятия: обследуемый наблюдает 4 кружка (бинокулярное зрение), 5 кружков (бинокулярное зрение -одновременное зрение с диплопией) и 2 или 3 кружка (монокулярное зрение).

Несмотря на простоту, данный тест обладает хорошими диагностическими возможностями.

Читайте также:  Температура после прививки от гриппа, акдс и др. у ребенка: может ли быть и что делать

Для исследования бинокулярного зрения используется метод с минимальным разделением полей. На экране монитора компьютера формируется изображение неправильного креста. С помощью разделительных фильтров горизонтальные и вертикальные отрезки, образующие неправильный

крест, раздельно воспринимаются правым и левым глазом ребенка. Один из отрезков (синий) неподвижен, другой (красный) — подвижный; в красно-синих очках отрезки наблюдаются раздельно.

Важно

Перемещая эти линии, ребенок должен добиваться ощущения их точного совмещения в центре креста (правильный крест). Результатом теста является величина фории — углового рассогласования субъективного креста и реального.

Этот тест позволяет выявить наличие или отсутствие косоглазия.

Перед началом обследования необходимо объяснить ребенку суть предстоящего исследования и только после этого начинать проводить его. Следует четко и доступно озвучивать все, что появляется на экране. Перед каждым новым шагом исследования необходимо подробно объяснять задание.

По результатам проведенных тестов определяется состояние зрительных функций у обследованных детей.

Весной 2011 г. было обследовано 73 ребенка. Нарушения зрения были выявлены у 61 (83,5%) ребенка. У 12 детей (16,5%) детей нарушений зрительных функций не установлено. У девочек нарушения зрения выявлялись в 1,4 раза чаще, чем у мальчиков, соответственно, 59% и 41% (табл. 2).

Таблица 1

Распространенность нарушений зрительных функций у дошкольников 5-7 лет (п=73)

Пол Возраст, лет Всего %

5 6 7

мальчики 7 8 10 25 41

девочки 9 22 5 36 59

всего 16 30 15 61 100

Частота встречаемости нарушений отдельных зрительных функций, выявленных у обследованных детей, представлена в таблице 2.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Таблица 2

Распространенность нарушений отдельных зрительных функций у дошкольников 5-7 лет (п=73)

Зрительные функции Возраст, лет

5 6 7 Всего %

Острота зрения 16 30 15 61 93,8

Бинокулярное зрение 1 3 0 4 6,2

Всего 17 33 15 65 100

По результатам обследования 65 детей 5-7 лет, имеющих нарушения зрения, установлено, что нарушения остроты зрения имели 93,8% детей, бинокулярного зрения — у 6,2% детей.

В динамике 2011-2012 учебного года было проведено обследование 67 детей осенью и 68 детей весной. В начале учебного года нарушения зрения были выявлены у 57 (85,1%) детей, в конце — у 24 (35,3%) детей (табл. 3). За период наблюдения количество детей с нарушениями зрения сократилось в 2,4 раза.

Таблица 3

Распространенность нарушений зрения у дошкольников 5-7 лет

в динамике 2011-2012 учебного года (осень, весна)

2011год — осень (п=67) 2012год — весна(п=68)

Пол Возраст, лет Возраст, лет

5 6 7 Всего % 5 6 7 Всего %

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

мальчики 12 10 4 26 45,6 2 4 3 9 37,5

девочки 8 15 8 31 54,4 6 5 4 15 62,5

всего 20 25 12 57 100 8 9 7 24 100

Совет

В динамике учебного года количество мальчиков 5-7 лет с нарушениями зрения уменьшилось с 26 до 9, т.е. в 2,9 раза, девочек — с 31 до 15, т.е. в 2,1 раза.

Данные о распространенности нарушений отдельных функций зрения у дошкольников 5-7 лет представлены в таблице 4.

Таблица 4

Распространенность нарушений отдельных функций зрения

Параметр зрения 2011год — осень (п=67) 2012год — весна(п=68)

Возраст, лет Всего % Возраст, лет Всего %

5 6 7 5 6 7

Острота зрения 20 25 11 56 91,8 7 9 7 24 95,8

Бинокулярное зрение 1 2 2 5 8,2 1 0 0 1 4,2

Всего 21 27 13 61 100 8 9 7 24 100

В течение учебного года количество детей с нарушением зрения уменьшилось в 2,5 раза, бинокулярного зрения — 1,95 раза, с 8,2% до 4,2%.

Таким образом, в динамике учебного года отмечено улучшение зрения как у мальчиков, так и у девочек, но чаще — у мальчиков. Положительные изменения отмечены также в отношении бинокулярного зрения.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Дети, у которых по результатам компьютерной скрининг-диагностики были выявлены нарушения зрения, направлялись в детскую поликлинику по месту жительства к врачу-окулисту на обследование для уточнения диагноза и рекомендаций по коррекции нарушений.

Проводилась также просветительская работа с воспитателями и родителями. Во время проведения образовательной деятельности в детском саду воспитатель осуществляет контроль за нагрузкой и рациональным построением занятий с учетом состояния зрения ребенка.

Для сохранения функций зрения постоянно проводились физкультминутки в течение 2-3-х минут, чередование разных видов деятельности: после зрительно-напряженных занятий организовывались двигательно-активные (занятия по физической культуре, музыкальные занятия).

Во время самостоятельной деятельности детям предлагалось подойти к окну и в течение 2-3 минут смотреть вдаль. Опыт показывает, что такое несложное упражнение, если его проводить ежедневно, помогает восстановить зрительные функции, временное снижение которых под влиянием занятий неизбежно.

Обратите внимание

Большое значение также имеют физические упражнения, игры и игровые упражнения, в том числе в домашних условиях. Дома детям рекомендуется рисовать, лепить, читать, писать, выполнять различные задания с детским конструктором.

Беседуя с педагогами и родителями о режиме дня, обращалось особое внимание на необходимость ограничения времени просмотра телевизионных передач.

Это очень важный вопрос, поскольку телевизионные передачи при длительном просмотре оказывают неблагоприятное влияние на зрительные функции.

Известно, что зрение имеет сложные и многообразные связи с другими функциями организма и играет важную роль в развитии и жизнедеятельности ребенка. Нарушение зрительных функций ведет к появлению вторичных отклонений в психическом и физическом развитии.

Страдают функции, тесно связанные со зрением, в особенности восприятие предметов и явлений действительности, ориентация в пространстве, формирование представлений и измерительных действий. У детей с нарушением зрения развиваются психологические проблемы, которые усугубляются длительностью лечения.

Поэтому очень важно помочь ребенку эффективно использовать осязание, слух, двигательно-тактильную чувствительность, что в определенной мере компенсирует дефицит зрительной информации.

В детском саду создан центр тактильного развития, занятия в котором позволяют развивать сенсорную интеграцию, что способствует более эффективному восстановлению нарушенных зрительных функций.

Ранняя диагностика состояния зрительных функций позволяет не только выявить нарушения и заболевания, но и предотвратить с помощью психологов и педагогов отклонения в психическом и физическом развитии ребенка. Полученные навыки важно поддерживать постоянно.

Для детей старшего дошкольного возраста рекомендуются следующие упражнения:

упражнения для зрительно-двигательной ориентации

— отвести взгляд вправо, влево, не поворачивая головы (4-5 раз). Упражнение можно выполнять стоя или сидя;

— быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5 (4-5 раз);

— поднять глаза вверх, затем вниз, голова неподвижна. упражнения для снятия зрительного утомления

— крепко зажмурить глаза на 3-5 с, затем открыть,

— быстро моргать глазами в течение 15 с,

— поставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 с, затем опустить руку,

— приложить палец к носу, смотреть на него, затем убрать и перевести взгляд на кончик носа. Закрыть глаза и посмотреть вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

— смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 с, затем перевести взор на кончик носа на 3-5 с,

— производить круговые движения пальцем вытянутой руки по часовой стрелке, при этом следить за кончиком пальца. Повторить упражнение, перемещая руку против часовой стрелки.

Важно

Эффективность ранней диагностики нарушений зрения с помощью компьютерной скрининг-программы и проводимой работы по профилактике и коррекции этих нарушений подтверждаются результатами проведенных исследований (табл. 5)

Таблица 5

Динамика распространенности нарушений зрения у дошкольников 5-7 лет в течение 2011-2012 гг.

Кол-во детей 2011г.-весна 2011г-осень 2012г-весна

абс. % абс. % абс. %

Всего обследовано 73 100 67 100 68 100

Выявлено с нарушениями зрения 61 83,6 57 85,1 24 35,3

Полученные данные свидетельствуют о существенном снижении в течение учебного года количества детей с нарушениями зрения — с 85,1% до 35,3% (в 2,4 раза) и подтверждают эффективность проводимых в детском саду профилактических и оздоровительных мероприятий. Показательно, что за летний период, когда дети не посещали детский сад и не выполняли корригирующие упражнения, частота встречаемости нарушений зрительных функций не снизилась, а имела тенденцию к увеличению, с 83,6% до 85,1%.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-i-profilaktika-narusheniy-zreniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta

Диагностика нарушения зрения

Исследование органа зрения начинается в буквальном смысле с первого взгляда на пациента. О нарушении зрительной функции могут говорить уже такие детали, как походка (неуверенная или спотыкающаяся), положение тела (опущенная вниз или запрокинутая назад голова, протянутые вперед руки), зажмуренные глаза и многое другое.

Диагностику нарушения зрения врач начинает с выяснения жалоб больного. Иногда бывает достаточно озвучивания особых, характерных симптомов для постановки предварительного диагноза. Для более точного определения заболевания дополнительно требуются специальные исследования.

Методы исследования глаза при нарушении зрения

В современной офтальмологии в диагностических целях применяются:

  • наружный осмотр; 
  • исследование методом бокового освещения;
  • метод обследования проходящим светом;
  • офтальмоскопия;
  • авторефрактометрия;
  • биомикроскопия;
  • гониоскопия;
  • эхоофтальмография;
  • флюоресцентная ангиография сетчатки и другое.

В результате диагностики могут быть рекомендованы оптические средства (очки, линзы, электронные видеоувеличители и др.) или назначено лечение.

Особенности диагностики нарушения зрения у детей

Осмотр органа зрения у детей также начинается с визуальной оценки состояния глаз.

  • Для офтальмологического обследования ребенка до трех лет необходим помощник. 
  • Чтобы обеспечить максимальную точность исследования, требуется фиксировать голову, ножки и ручки ребенка в определенном положении. 
  • Методы диагностики нарушения зрения у детей те же самые, что и у взрослых. Дополнительно могут использоваться вспомогательные инструменты, например, такие как векоподъемник.
  • Для определения остроты зрения применяются специальные детские таблицы с изображением предметов и животных. 
  • Периметрия (определение полей зрения) у детей выполняется с 3-4 лет в форме игры, в качестве указателей можно использовать разноцветные игрушки. 
  • При необходимости инструментального осмотра переднего отдела глаза, врач использует специальные обезболивающие капли (дикаин, иннокаин, ультракаин).
  • С целью осмотра глазного дна применяются капли, расширяющие зрачок. В настоящее время офтальмологи используют безопасные лекарственные препараты, расширяющие зрачок на непродолжительное время: через 2-3 часа зрачок принимает обычный вид.
  • Изучение задней камеры глаза происходит с применением электрического офтальмоскопа.
  • Измерение внутриглазного давления у детей, особенно у маленьких или беспокойных выполняется только по показаниям и с использованием наркоза.
  • В большинстве случаев ребенок в кабинете окулиста находится на коленях матери в зафиксированном положении, грудных детей можно запеленать.

Диагностику у детей с нарушением зрения должен проводить детский офтальмолог со специальной подготовкой. При этом следует учитывать особенности нервной системы ребенка, его неспособность долго концентрировать взгляд на определенном предмете, повышенную подвижность и возбудимость.

Кроме этого, изменения зрительных функций у детей бывают связаны с психоэмоциональным состоянием, усталостью и общим недомоганием.

Поэтому, во избежание ошибок и постановки неверного диагноза, очень важно, чтобы ребенок на момент осмотра был сравнительно спокойным, сытым, отдохнувшим и в хорошем настроении.

Источник: https://e-lupa.ru/articles/diagnostika-narusheniya-zreniya/

Ссылка на основную публикацию