Купание с детьми в открытых водоемах: 5 роковых ошибок родителей и советы опытного педиатра по неотложной помощи

Путешествие с детьми: взгляд педиатра

Российские установки, касающиеся путешествий с детьми, нередко не опираются ни на какую доказательную базу, они традиционны и в основной своей массе не совсем корректны.

Как на самом деле нужно готовиться к выезду с ребенком на море или в другое место отдыха — рассказывает врач-педиатр Суламифь Вольфсон.

Путешествия с детьми — это один из камней преткновения в общении современных российских родителей с современной же российской педиатрией.

Подавляющее большинство отечественных педиатров рекомендует не брать в путешествия детей младше 3 лет, не вывозить детей за пределы привычной им климатической зоны и обязательно давать ребенку те или иные медикаменты до начала путешествия, во время путешествия и после возвращения домой. Эти же советы можно услышать и от старших родственников.

Обратите внимание

Итак, малыш остается дома с бабушками и дедушками, а родители едут отдыхать — и видят, что зарубежные курорты и туристические места просто кишат родителями с детьми! Грудные младенцы и дети-инвалиды, многодетные семьи, европейцы в Азии, азиаты в Европе, северяне на юге, южане на севере — никаких ограничений.

Англоязычные сайты пестрят статьями о том, как правильно подготовиться к путешествию с детьми. Но лично мне не удалось найти хоть один текст, где откровенно запрещалось бы ездить с здоровыми маленькими детьми. Максимум, что можно найти:

• очень вежливую и аккуратную рекомендацию воздержаться от путешествий с ребенком младше 2 недель, т.к. некоторые авиакомпании отказываются брать таких малышей на борт или согласны их брать только при наличии справки от врача о том, что ребенок здоров.

• напоминание о том, что на круизные теплоходы детей пускают только после 6 месяцев.

• настоятельную рекомендацию не путешествовать в развивающиеся/жаркие страны с непривитым ребенком.

Нет запретов и на смену климатической зоны. Зато масса советов о том, как вести себя в непривычной ребенку климатической зоне, там где ему слишком жарко или, наоборот, холодно.

И вообще, путешествия с детьми — это, с точки зрения западной медицины, нормально и естественно.

Например, в «Желтой книге» — сборнике советов для путешественников, который американский центр по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention) издает с 1967 года — к «особым» путешественникам, со специфическими потребностями, отнесены беременные женщины, люди с иммунодефицитом, люди с хроническими заболеваниями и даже те, кто собирается в путешествие только в последнюю минуту, но никак не дети!

Впрочем, все вышесказанное не означает, что к путешествию с детьми не надо готовиться. Наоборот, везде и всюду подчеркивается, что спокойным, удачным и веселым может быть только максимально тщательно спланированное путешествие. Особое внимание уделяется:

• Вопросам транспортной безопасности • Вопросам вакцинации • Вопросам профилактики и лечения диареи, ОРЗ и малярии • Вопросам защиты от ультрафиолета

• Различным полезным мелочам, которые могут сделать путешествие более комфортным и приятным для ребенка.

Про то, как технически сделать путешествие максимально безопасным для ребенка, на Летидоре писалось уже неоднократно:

• Используйте автокресла при любой поездке в машине. Необходимо заранее продумать весь план поездки и убедиться, что на каждом его отрезке у ребенка будет автокресло по возрасту. В дороге до аэропорта, в такси-трансфере до гостиницы, в туристической поездке по Марокко или Египту — везде!

• При путешествиях на велосипедах/мотоциклах/мотороллерах — надевайте на ребенка шлем.

• Следите за ребенком в воде, не оставлять его без внимания. Если планируется поездка на моторных лодках, байдарках или каноэ, надевайте на ребенка спасательный жилет.

• Используйте солнцезащитные средства, подобранные по возрасту и типу кожи ребенка. Особое внимание обращают на то, что это касается не только летнего отдыха, но и горнолыжных курортов.

• Внимательно изучите правила и традиции страны, в которую вы планируете поехать.

В мире масса удивительного: где-то нельзя обнажать грудь на людях, чтобы покормить ребенка; где-то категорически запрещено водить детей в места, где продается спиртное, хотя вы вовсе и не планировали поить 3-летнего ребенка пивом, а хотели выпить кружечку самостоятельно или вообще просто поесть; иногда можно столкнуться с ограничением по возрасту в музеях или на аттракционах — в общем, внимательно читайте путеводители и отзывы тех, кто ездил по этому маршруту раньше вас.

• К одежде малышей — особенно если вы путешествуете с большим количеством детей — можно прикрепить бирку с его именем и телефонами, по которым можно позвонить родителям. Это будет крайне полезно, если активная кроха потеряется в аэропорту или скроется из глаз во время очередной экскурсии.

«Медицинские» советы от западных медиков несколько отличаются от отечественных. Непривычно много внимания уделяется заболеваниям, передающимся с укусами насекомых.

Важно

От некоторых существуют прививки (клещевой энцефалит), для профилактики других рекомендуется принимать лекарства перед поездкой (малярия), но основная масса советов сводится к тому, чтобы использовать отпугивающие средства и антимоскитные сетки.

А вот так пугающая наших родителей диарея путешественников рассматривается, как нечто проходное: да, бывает часто; да, надо тщательно мыть руки и лицо, использовать только кипяченую воду, не есть в сомнительных местах, очищать фрукты от кожуры; да, грудное вскармливание — прекрасный способ профилактики. Никакой лекарственной профилактики у детей не проводят, а в лечении основное внимание — как и в отечественной медицине! — уделяют предупреждению обезвоживания, а вовсе не антибиотикам.

Резко отличается и состав рекомендуемой аптечки. Упор делают на средства от укачивания, влажные салфетки и другие средства гигиены (обеззараживающие жидкости, гигиенические пакеты, складные горшки и т.д.) и пластыри. Из лекарств обычно рекомендуются только ибупрофен и парацетамол, все остальное предполагается приобретать уже на месте при необходимости и по рекомендации врача.

И, конечно, прививки-прививки-прививки.

Все прививки в этом случае делят на рутинные, т.е. те. что входят в национальный календарь вакцинации и специальные, не входящие в национальный календарь, но необходимые для поездки в ту или иную страну.

Рутинные прививки должны делаться по возрасту, в том случае, если малыш «не укладывается» в обычный график, по совету врача часть прививок можно сделать быстрее, сократив интервал между вакцинациями. Специальные прививки должны делаться не позднее 4-6 недель перед поездкой.

В том случае, если ребенок слишком мал, чтобы делать некоторые прививки (например, прививку от желтой лихорадки можно делать только после 9 месяцев), путешествие лучше отложить.

То, как американские медики относятся к пресловутой адаптации и ее срывам, вызывает у меня массу умиления.

Страшные и пугающие простуды и ангины, расстройство стула и бесконечные капризы по приезде на новое место и по возвращении домой воспринимаются ими как нечто почти неизбежное и уж никак не из ряда вон выходящее.

Совет

Дескать, да, бывает и такое… Не расстраивайтесь, не забывайте делать прививки и обращайтесь к врачу.

И, как это не смешно, они правы.

Адаптация — это НОРМАЛЬНЫЙ механизм, призванный обеспечить скорейшее привыкание к новым условиям. Обычно она занимает 1-5 дней, хотя у детей с хроническими заболеваниями может затягиваться до 7-10 дней.

Поэтому с детьми, особенно с маленькими, лучше ездить не на 7-14 дней, а на 21 день и более.

И первые дни, как на новом месте, так и сразу после возвращения домой, постарайтесь быть к ребенку максимально бережными:

• Соблюдайте привычный ребенку режим дня

• Старайтесь кормить привычной и знакомой малышу едой

• Не злоупотребляйте морскими купаниями или длительными экскурсиями

Для борьбы с неизбежным стрессом от длительных поездок/перелетов, незнакомых мест и большого количества незнакомых людей предлагается использовать родные и любимые ребенком игрушки, одеяльца/подушки, разные вкусные вещи.

Путешествия возможны с детьми любого возраста. Чем больше детей едет и чем они меньше — тем сложнее и скрупулезнее должна быть подготовка к поездке. Необходимо продумать и учесть каждую мелочь:

• безопасность ребенка в поездке и на отдыхе

• возможность и способы получить медицинскую помощь

• набор книжек, игрушек и развлечений, которые можно взять с собой

• поведение ребенка в машине, аэропорту, в самолете и т.д.

В этом случае надо попытаться предвидеть все возможные трудности и заранее найти пути их решения: рассказать ребенку о том, зачем нужен таможенный и паспортный контроль, как себя вести, почему надо вытаскивать из карманов все металлические предметы перед рамкой и т.д. Для малышей можно взять с собой складную коляску и набор каких-то развлечений.

• набор экскурсий и развлечений на месте, возможность кормить ребенка в поездке и т.д, и т.п.

В общем, как сказала одна моя знакомая мама: «Я в таких деталях разрабатываю каждый шаг нашей поездки, что само путешествие кажется уже неинтересным — я и так все знаю!»

Обратите внимание

Но, несмотря на все сложности, путешествие с детьми — это прекрасно. Для детей постарше путешествие является изумительной возможностью посмотреть на мир, увидеть, как по разному могут жить люди, полюбоваться на красоты природы и/или исторические места, отвлечься от привычной рутины детского сада или школы, овладеть новыми навыками и просто пообщаться с такими занятыми обычно мамой и папой.

А путешествие с малышами — это, помимо всего прочего, еще и шанс для родителей по-новому взглянуть и на себя, и на своего ребенка, и на весь мир в целом. Море, в котором купаются взрослые, и море, которое первый раз в жизни видит годовалая кроха — это два совершенно разных моря.

Источник: https://letidor.ru/otdyh/puteshestvie-s-detmi-vzglyad-pediatra.htm?full

Грудничковое плавание.Это вредно? — грудничковое плавание

Вот незадача,нам в бассейн начинать ходить через неделю-две по мере формирования группы,а я тут на статью наткнулась о грудничковом плавании и как-то мне нехорошо стало от мысли,что я поведу своего маську в большое водное пространство.В общем,кому не лень,почитайте,что думаете по этому поводу?

«Методика раннего плавания очень распространена, рекомендуема врачами. Бассейны для грудничков существуют при поликлиниках.

Вместе с тем, на сегодняшний день нет никаких статистических данных о том, что это действительно улучшает здоровье детей. Не проводилось НИ ОДНОГО многофакторного исследования этого вопроса.

Сама методика исходит из одного, причем чисто умозрительного, посыла. Раз у младенцев существует плавательный рефлекс, который к трем месяцам угасает, раз для новорожденного жидкая среда — комфортное место, а вообще плавание — хорошая гимнастика, — нужно приучать ребенка плавать (а то и нырять!) как можно раньше.

Узнать у самого младенца, насколько для него полезно то, что с ним проделывают, невозможно, поэтому сторонники раннего плавания стараются особенно на реакцию ребенка не смотреть, а смотреть только на свою теорию.

Как младенцы реагируют на плавание и «проныривание»? Есть дети, которые улыбаются и даже хохочут при проведении этой процедуры. Есть дети, которые кричат и плачут. Первый тип реакции автоматически и, кстати, зачастую ошибочно воспринимается взрослым как одобрение младенцем происходящего. Второй тип реакции не всегда настораживает, — маленькие дети вообще много плачут.

Рассуждение, на котором основывается методика, обнаруживает недостаток информации и целостного видения ситуации. К сожалению, для нашей педиатрии это не редкость.

Во-первых, плавают младенцы рефлекторно, то есть не так, как большие дети. Все рефлексы новорожденных — это так называемые защитные рефлексы, они сохраняются первое время для использования в критических ситуациях, когда надо спасти жизнь. Например, хватательный рефлекс нужен для того, чтобы уцепиться за что-то в чрезвычайных обстоятельствах.

Важно

Плавательный рефлекс помогает не захлебнуться в течение несколько секунд, пока мама не подхватит из воды. Вызывая или стимулируя эти рефлексы, мама ставит (искусственно) новорожденного в ситуацию спасения своей жизни.

Заставляя погружением младенца в воду работать плавательный рефлекс снова и снова, мы снова и снова создаем для малыша стрессовую ситуацию, ситуацию с чрезвычайными обстоятельствами.

Кроме того, любой физиолог подтвердит, что рефлекс, призванный угаснуть, не имеет смысла поддерживать искусственно, — он всё равно угаснет. Любой инструктор по раннему плаванью добавит, что навыки плавания у младенца теряются с угасанием рефлекса, и подросшего ребенка всё равно приходится учить заново.

Во-вторых, стресс добавляется большим пространством воды. В матке малыш также находился в жидкой среде, но там он не дышал легкими. Перед ним не вставала жизненно важная задача держать свое тело на плаву для того, чтобы не задохнуться: там тесно. Новорожденный ребенок абсолютно беспомощен перед глубиной.

Он еще не в состоянии осознать всю ситуацию в комплексе, предугадать, что взрослый достанет его из воды и не даст утонуть. В естественных условиях, даже проплыв под водой, он не сможет самостоятельно выбраться на берег и спастись. Поэтому плавание и ныряние воспринимается малышом как опасные для его жизни инстинктивно, автоматически.

Он переживает состояние плавания, а тем более, ныряния, как состояние практически смертельное.

В-третьих, младенцу, которого помещают в поддерживающие его полноценное физическое развитие условия, специальная гимнастика просто не нужна. А усиленная мышечная нагрузка для ребенка, не умеющего ползать, неестественна. Уже накоплены данные о негативных последствиях динамической гимнастики.

Читайте также:  Почему ребенок скрипит зубами во сне: причины, нужно ли лечить, мнение комаровского

Поэтому спорт лучше оставить до того времени, когда ребенок сможет ясно дать понять родителям, насколько ему нравится то, что с ним проделывают.

Совет

В-четвертых, сегодня уже есть данные, указывающие на то, что грудничковое плавание часто отрицательно сказывается на здоровье малыша.

Такие упражнения сильно увеличивают вероятность отитов, воспалений носоглотки, простуд и приступов астмы.

Вода из бассейна также попадает в пищеварительную систему ребенка, что зачастую приводит к расстройству пищеварения.

Плавание и проныривание грудничков негативно влияет на развитие вестибулярного аппарата. Постоянное впечатление о парении в пространстве без опоры, которое создает плавание, искажает способность ориентироваться в пространстве, может совсем устранить страх высоты, увеличивает склонность к головокружениям.

Плавание и проныривание могут привести к отказу от груди, плохому набору веса и «коликам», что подтверждает практика консультантов по грудному вскармливанию.

Многие врачи не одобряют ныряние из-за того, что наблюдают усугубление состояния шейного отдела позвоночника, перенесшего родовую травму.

Педиатры подтверждают, что ныряние вредно для детей с повышенным внутричерепным давлением.

Младенцу вообще опасно нырять до полного заращение обходного шунта в сердце, а это может диагностировать только врач, проведя соответствующие исследования.

Обратите внимание

Кроме того, реаниматологи в Филатовской детской больнице (Москва) рассказывают о том, что вынуждены спасать жизнь большому количеству грудничков, наглотавшихся воды во время плавания.

Далее. Поначалу малышу всегда страшно и неприятно, когда его купают в большом объеме воды. Но что вокруг него? Его мама или папа сопровождают купание звуками одобрения. Они воркуют над ним, улыбаются ему, хвалят, трясут разноцветными игрушками, отвлекая от ситуации.

Ребенок со временем перестает принимать потенциально опасную ситуацию, как опасную. Чувство опасности уходит. «Мои родители мне рады, они улыбаются, и я буду улыбаться им в ответ, то что, я в воде не страшно, это хорошо, это не опасно».

Кроме того, эта ситуация повторяется постоянно, она неотвратима, ее никак нельзя избежать. Остается только смириться. Постепенно плавание для ребенка становится привычным, нормой. Он перестает чувствовать опасность.

И сейчас уже существуют наблюдения за детьми, с которыми активно занимались грудничковым «проныриванием», и которые в возрасте около года уже сами явно демонстрируют желание плавать и нырять.

Однако далеко не для всех малышей плавание со временем перестает быть стрессом. Часто встречаются стремящиеся плавать дети, которые также обнаруживают гиперактивность и приступы неконтролируемого возбуждения. Эти приступы хорошо снимает ныряние и плавание.

Родители, не знакомые с признаками такого явления, как зависимость, в общем, радуются динамичности, силе и бесстрашию малыша. Однако в таких случаях говорить о здоровье не приходится.

Дело в том, что частый стресс во младенчестве приводит к тому, что у детей происходит сбой в гормональной саморегуляции организма.

Важно

Для того, чтобы поддерживать химическое (и эмоциональное равновесие), чтобы избегать перевозбуждения, организму малыша начинают требоваться ситуации, приводящие к дополнительному выбросу адреналина в кровь. Вырастая, такой человек может поддержать душевное равновесие, только испытывая время от времени стресс. (Экстремальные вида спорта например)

Следующее наблюдение за подросшими грудничками-пловцами состоит в том, что такие дети в любом водоеме считают себя в безопасности, как и в ванне. А ведь умение плавать не исключает возможности утонуть. В естественных водоёмах, в отличие от ванн и бассейнов, есть омуты, течение, подводные коряги и прочее.

Ну и, конечно, существует большое количество детей, которые отказываются плавать и нырять после 8-12 месяцев, когда у них появляется наконец, возможность отказаться.

А бассейны для малышей — это не более чем выгодный бизнес».

Из статьи «Ошибки в воспитании детей грудного возраста»

3. Состояние подавления действия, зомбирование, нездоровая самоуглубленность, полное безразличие к чувствам и действиям окружающих, формирование рабской психологии и различных комплексов, садомазохистские наклонности. К таким последствиям приводят:

— моржевание и обливание холодной водой. Кроме этого моржевание приводит к срывам в работе эндокринной и сердечно-сосудистой систем, изменяет отношение к боли и приводит к отсутствию чувства опасности;

— проныривание и плавание грудничков ставит ребенка в ситуацию, когда он не может сопротивляться действиям взрослого и как бы оказывается на грани между жизнью и смертью. Эта ситуация очень часто заканчивается для ребенка сверхстрессом, глубокой депрессией.

Давайте рассмотрим ситуацию проныривания с позиции ребенка. Он пришел в новые условия существования из мира, где был полностью защищен, обеспечен всем жизненно необходимым и огражден от всех неприятностей. Гарантом такой защиты была его мать.

Потребность в защите сохраняется у ребенка в течение всего периода развития головного мозга (3 года), т.е. он ощущает себя как абсолютно беззащитное существо, нуждающееся в опеке.

И вдруг мать отдает его чужой тете (а еще лучше делает это сама), которая начинает его топить, ставя на грань между жизнью и смертью. Малыш не может понять ваших идей о его развитии и оздоровлении. Он понимает только то, что его жизни угрожает смертельная опасность.

Причем эта опасность проявляет себя регулярно и имеет вселенские масштабы, поскольку мать не может его защитить. То же самое относится и к ситуации закаливания.

Совет

Чтобы лучше понять ребенка, представьте себя в аналогичной ситуации. Вы благополучно жили во дворце, где все ваши желания исполнялись. А потом в один прекрасный день вас пригласили на морское побережье и начали топить.

Что вы будете чувствовать, задыхаясь и захлебываясь? Не правда ли, очень неприятная ситуация. Когда вы окажетесь на берегу, ваше царское достоинство будет полностью разрушено, и вы будете представлять собой довольно жалкое зрелище.

Даже ваш сформировавшийся мозг пострадает, что же тогда говорить о беззащитном младенце?

Но кроме этого проныривание имеет еще один неприятный физиологический аспект. У новорожденных носовые ходы узкие и короткие, что обеспечивает им возможность дышать поверхностно. Благодаря этому в крови малышей первых месяцев жизни поддерживается высокое содержание углекислоты.

Этот механизм помогает мягкой адаптации малыша к новым условиям (внутриутробно у плода кровь венозная, т.е. содержание кислорода в ней понижено). Нормальное развитие головного мозга младенца происходит в условиях несколько пониженного содержания кислорода в его крови.

При проныривании уровень кислорода, необходимый для развития головного мозга, значительно понижается и возникает асфиксия. Таким образом, проныривание несет в себе два вредоносных фактора — асфиксию и стресс.

Среди грудничков-ныряльщиков очень высок процент спонтанной детской смертности (смерть в результате внезапной остановки сердца), аспирационной пневмонии, желудочно-кишечных расстройств.

Само купание не вредно.

Вредно неправильно и не вовремя его начинать.

«В ванне наполненной с3х мес.находиться можно(с мамой),стало быть с мамой-папой на руках и в бассейне,море вам уже можно.Ребёнок же будет себя защищённым чувствовать на руках.

Мы рекомендуем (обычно) до 3-ех месяцев купать малыша в маленькой ванночке После трех и до шести купается то в маленькой ванноче (адаптационное), то в большой ванне с мамой (или папой, сестрой, братом). Мама лежит, деть у нее на груди возлежит. Может просто лежать, может на животе, может титю сосать Wink .

Обратите внимание

Так организованное купание помогает ребенку познакомиться с опорой в воде. Ведь как все вы знаете ребенку очень важно чувствовать в воде опору, а не невесомость. Это помогает в дальнейшем чувствовать себя в воде уверенно. Ну потом он в ванночке садиться, утки там всякие, рыбки, потом встает.

Ходит, бродит, потом должен начать учиться нырять «

http://www.darimmir.ru/azbuka_plavanie_grudnichkov

http://www.mosfamily.ru/articles/4_99

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/0_1_razvitie/638628

Неотложная помощь при утоплении

Утопление — острое патологическое состояние, развивающееся при случайном или преднамеренном попадании  жидкости в дыхательные пути  и развитием признаков острой дыхательной и сердечной недостаточности.

Утопление – вторая после травм по частоте причина смерти о несчастного случая у детей в возрасте до 14 лет.

Частота эффективных реанимационных мероприятий при утоплении у детей приближается к 90% (США, 2003).

В случае выживания утопление является одной из главных причин, приводящих к стойким невротическим расстройствам. 10–24% переживших утопление имеют длительные неврологические проблемы.

Ввиду высокого уровня выживаемости у детей, реанимация при утоплении должна выполняться в полном объеме.

Среди утонувших детей – преобладают мальчики. ( более 65%).

Факторы риска утопления:

  • социальное неблагополучие;
  • заболевания нервной системы (эпилепсия и др. судорожные состояния);
  • задержка психомоторного развития;

*   75% случаев утопления у подростков и взрослых происходит на фоне легкого– среднего алкогольного опьянения;

  • 5–28% утонувших имеют сопутствующую черепно-мозговую травму или травму шейного отдела позвоночника. У детей, в отличие от взрослых, существует два механизма, защищающих их от глубоких повреждений, развивающихся в связи с недостатком кислорода.
  • Низкая масса тела по отношению к площади поверхности, что приводит к более быстрому охлаждению, которое обычно начинается до остановки кровообращения. Прекращение циркуляции наступает в среднем через 40–120 сек после остановки дыхания. За это время внутренняя среда ребенка при 20о температуре воды охлаждается до 32–31оС.
  • Более эффективная централизация кровообращения в пользу миокарда сердца и головного мозга. Рефлекс ныряльщика возникает при относительно низкой температуре воды ( ниже 19оС ), характеризуется длительным (до 30 мин) сохранением сердечных сокращений с практически полным выключением периферического кровообращения. Кровоснабжается только головной мозг и сердце. Быстро снижается внутренняя температура.

При  утоплении в пресной воде в следствие большой разницы в осмотическом давлении жидкость через альвеолы устремляется в сосудистое русло. При этом происходит повреждение сурфактанта, возникающее после аспирации уже относительно небольшого количества пресной воды (1-3 мл/кг массы). Это вызывает спадение альвеол с последующим отеком легких.

Утопление в гипертонической соленой воде (содержание натрия  в больших морях приблизительно 3,5%), напротив, вызывает переход жидкости из сосудистого русла и ткани легкого в альвеолы, что вызывает отек легких.

Различают три варианта утопления: истинное, асфиксическое и синкопальное.

Истинное утопление наблюдается у пострадавшего, который тонет долго ( то погружаясь в воду, то всплывая, наблюдается наиболее часто ( 70–80% случаев). Вода попадает в дыхательные пути и легкие, когда после погружения в воду утопающий продолжает непроизвольно дышать.

  Потеря сознания наступает еще при сохраненной активности дыхательного центра и сердца. Этот период утопления называется агональным. Выход плазмы крови в альвеолы способствует пенообразованиюи и образовавшаяся «пушистая пена»  препятствует газообмену после извлечения утонувшего из воды.

Обращает на себя внимание резкая синюшность кожи и слизистых оболочек. Дыхание редкое и судорожное. Пульс мягкий, слабого наполнения, аритмичный. Шейные вены набухают. Зрачковый и роговичный рефлексы слабо выражены.

При дальнейшем пребывании под водой наступает клиническая смерть, которая быстро переходит  в биологическую.

При асфиксическом утоплении вода практически не попадает в нижние дыхательные пути и легкие, так как небольшое ее количество рефлекторно вызывает ларингоспазм и остановка дыхания и сердечной деятельности.

Вода заглатывается и затем, уже после извлечения пострадавшего, при наступлении рвоты может аспирироваться. В агональном периоде также образуется обильная пена. При асфиксическом утоплении период клинической смерти достигает 5 мин и более.

Цианоз при этом варианте утопления так же выражен, как и при истинном утоплении («синие утонувшие»). Асфиксическое утопление нередко бывает при алкогольном опьянении.

Важно

При синкопальном утоплении наступает потеря сознания вследствие внезапно резкого угнетения ЦНС ( удар головы о дно водоема, приступ эпилепсии и др.

), рефлекторная остановка сердца, возможно, из-за и воздействия низкой температуры воды испуга.  Вода из дыхательных путей у извлеченных из воды не выделяется, кожа резко бледная («белые утонувшие»).

Период клинической смерти наибольший из всех вариантов утопления, особенно в холодной воде.

Неотложная помощь:

Принципы оказания не квалифицированной помощи при утоплении не отличаются от проведения при других терминальных состояниях. Сердечно-легочная реанимация должна начинаться немедленно и проводиться в полном объеме.

При значительном удалении от берега, невозможности быстрого извлечения жертвы из воды, вентиляция изо рта в рот  инициируется еще в воде: часть пострадавших имеют сердечные сокращения и в этом  случае ранее восстановление газообмена существенно влияет на оксигенацию миокарда, головного мозга и , в конечном итоге, на прогноз

Сразу после извлечения пострадавшего из воды следует освободить полость рта и верхние дыхательные пути от воды, песка и других масс марлевым тампоном, носовым платком или другой тканью.

Затем нужно положить утопшего животом на свое колено и осторожно надавить на нижние отделы грудной клетки несколько раз, пока не прекратиться обильное вытекание воды изо рта и носа..

Таким способом удаляют воду  из утонувшего и признаками истинного утопления..

После освобождения его дыхательных путей и желудка от воды необходимо приступать к искусственному дыханию.

Пострадавшим с синкопальным и асфиксическим вариантами утопления необходимо оказывать помощь с искусственного дыхания.

Особенности сердечно-легочной реанимации при утоплении:

  • факт ныряния подразумевает наличие повреждения шейного отдела позвоночника, требуется фиксация шеи, минимизация подвижности головы;
  • Начало реанимации в 40% случаев утопления сопровождается рвотой и аспирацией содержимого желудка;
  • Непрямой массаж сердца при утоплении должен продолжаться до достижения температуры тела не ниже 32оС.
  • Кроме общих реанимационных мероприятий разотрите пострадавшего и согрейте.
  • Голова извлеченного из воды должна быть ниже уровня туловища и повернута на бок.

Транспортировка.

Госпитализации подлежат все больные, перенесшие утопление. Даже те пациенты, которые находятся в сознании и состояние их стабильно, должны быть госпитализированы на срок 24 часа, а при наличии минимальных респираторных жалоб – 48 часов.

Читайте также:  Как собрать мочу у грудничка девочки или мальчика с помощью различных средств (3 способа)?

Транспортировка больного без самостоятельного дыхания и кровообращения во время продолжающейся реанимации, при проведении масочной вентиляции не может быть успешной. Целесообразно приложить максимум усилий для восстановления спонтанного сердечного ритма на месте происшествия, при тяжелой гипоксии, отсутствии сознания, транспортировать в условиях ИВЛ.

При наличии сознания , рекомендуется сопровождение родителя (родственника) для уменьшения стрессовой реакции, как у пострадавшего так и у родственников.

Профилактика утоплений.

Совет

Места для плавания и купания детей должны выбираться по возможности у пологих песчаных берегов.

Глубина воды для детей младшего возраста (до 9 лет) не должна превышать 0,7 м для детей старшего возраста, не имеющих  или плохо плавающих – 1,2 м. В местах с глубиной до 2 м  разрешается купаться детям, умеющим хорошо плавать, в возрасте  от 12 лет и старше.

Участки для купания детей до 9 лет и не умеющих плавать должны быть ограждены штакетным забором высотой над поверхностью воды не менее 0,8 м, для детей старшего возраста – обнесены поплавковым ограждением или ограждены штакетным забором.

Занятия по плаванию и купанию  детей должны проводиться в солнечную погоду при температуре воздуха 20–25оС, воды – 18–20оС и волнении водной поверхности не более 1 балла (высота волны до 0,25м).

К занятиям по плаванию и купанию допускаются дети по разрешению медицинского работника через 1,5–2 часа после приема пищи.

За купающимися детьми ведется непрерывное наблюдение.

Продолжительность занятия  в воде при оптимальной температуре воды и воздуха (указаны выше) не более 45–50 мину; при более низкой температуре – сокращается.

Во время плавания, купания запрещается:

  • заплывать за знаки, обозначающие границу заплыва;
  • взбираться на технические и предупредительные знаки, буйки и прочие предметы;
  • прыгать и нырять в воду с берега, плавсредств, причалов и других сооружений, не предназначенных для этих целей;
  • плавать на досках, лежаках, бревнах, автокамерах, надувных матрацах и др.;
  • организовывать игры в воде, связанные с нырянием и захватыванием, а также допускать другие действия, которые могут явиться причиной несчастного случая;
  • подавать ложные сигналы тревоги;
  • засорять и загрязнять водоемы, оставлять на берегу мусор.

Источник: http://pediatrino.ru/dovrachebnaya-neotlozhnaya-pomoshh/neotlozhnaya-pomoshh-pri-utoplenii/

Советы педиатра: как правильно лечить ребенка?

Дети иногда болеют, и не всегда это безобидные насморки или легкие расстройства пищеварения.

Как же правильно лечить ребенка, чтобы он быстро и без осложнений поправился? Здоровье детей – это одна из основных тревог родителей, и порой очень сложно выявить истинную причину недомоганий.

Конечно, родители всегда лучше знают своих детей, наблюдая их рост и развитие ежедневно, но есть ряд состояний, при которых не стоит заниматься самолечением. Особенно это актуально, если это очень маленький малыш, который не может точно рассказать о своих болях и состоянии.

Что нужно знать?

Родители быстро замечают изменения в самочувствии, но из-за отсутствия у большинства из них медицинских знаний, не могут адекватно оценить степень опасности болезни.

Тогда на помощь приходят советчики: соседи, друзья или интернет.

Обратите внимание

Однако в случае проявления некоторых симптомов, о которых речь пойдет ниже, стоит немедленно обращаться за медицинской помощью – вызывать врача или даже скорую помощь.

Ежедневно нужно оценивать общее самочувствие ребенка, цвет кожных покровов. Активность, температуру и сон с аппетитом, «горшковые дела».

Все эти показатели дают общую картину состояния ребенка.

Все симптомы тревоги мы разделим на неотложные, когда промедление очень опасно, срочные, когда необходима консультация врача и «рядовые», когда консультация врача не мешала бы, но можно справиться и самим.

Когда необходим вызов скорой помощи?

К неотложным симптомам относятся:
— Лихорадка у детей до трех месяцев выше 38 градусов, а у детей старше этого возраста опасны цифры выше 38.5-39 с отсутствием эффектов от жаропонижающих.

При повышении температуры ниже этих цифр можно вызвать врача и пользоваться способами охлаждения крошки, раскрыть его, не кутать, обтереть влажной тканью, дать пить больше жидкости.
— Лихорадка с мышечными подергиваниями, дрожью, судорогами.

Это состояние опасно повреждением нервной системы, поэтому требует немедленного вызова скорой помощи. Не пытайтесь оказывать помощь сами – это крайне опасно.
— Опасен отказ от еды и жидкости, и особенно от груди более 6-12 часов, особенно если это очень маленький ребенок.

Для него это грозит потерей веса и серьезными нарушениями обмена веществ. Это могут быть проблемы с почками, сердцем или пищеварением, инфекции, токсикоза.

— Судороги или приступ эпилепсии, с потерями сознания и сокращениями отдельных групп мышц или всего тела, тело каменеет, глаза закатываются, ребенок синеет, затем резко становится «ватным». Это признак серьезных неполадок в нервной системе в этом случае необходима помощь медиков!
— У малышей раннего возраста опасно выбухание или резкое западение родничка. Это признаки поражения мозга в виде отека или сильного обезвоживания, такое может быть при менингите, инфекциях нервной системы.

— Возникновение приступа кашля с хрипами, сухого, грубого, «лающего» или «каркающего» характера. Это признаки инородного тела, либо отека гортани с явлениями ложного крупа.

Кроме того, опасными являются любые потери сознания, обмороки, возникновение шумного дыхания, спастического кашля, приступов неукротимой рвоты и поноса. Но все-таки чрезвычайные ситуации бывают редко, в основном у детей возникают простудные заболевания и расстройства пищеварения.

Если у малыша простуда

Важно

Обычно ОРВИ у детей протекают с классическими «симптомами трех с» — сонливость, сопливость, слабость. При этом большинство вирусных инфекций не требуют чрезмерно активных, и порой даже агрессивных, мер по лечению. Достаточно мероприятий по очистке носика от слизи, контроля температуры и кормления по аппетиту.

Кстати, при лихорадке до 38.5-39 градусов не требуется снижения температуры жаропонижающими, особенно если малыш хорошо переносит температуру. Пролихорадив два дня ребенок быстрее поправится, так как лихорадка имеет защитное свойство и быстро убивает вирусы.

Искусственное же снижение температуры приводит к «закисанию» инфекции, она растягивается на неделю, а то и две. Также нет необходимости в приеме разного рода иммуноукрепляющих средств, ударных доз витаминов и тем более приема антибиотиков и «противовирусных» средств.

Эти препараты имеют строгие показания и без врача их применять нельзя. Допустим прием интерфероновых препаратов в первые часы и дни болезни.

Конечно, консультация врача необходима – если простуда возникла у малыша первого полугодия жизни, лихорадка высокая — под 40 градусов, держится дольше трех-пяти суток, малышу очень плохо, есть удушающий кашель и хрипы, слышные на расстоянии.

Если у ребенка расстройство пищеварения

Иногда мы слишком усердствуем в питании, бабушки кормят конфетами или жирным, соленым, острым, и тогда у малыша возникает кишечный дискомфорт. Он обычно проявляется в виде бурления, вздутия живота, послабления или закрепления стула.

В таком случае необходимо строго пересмотреть питание и на несколько дней перейти на легкие растительно-молочные блюда, а если живот «бурлит» – дать отвар фенхеля, ромашки или препараты симетикона (саб-симплекс, эспумизан).

При появлении в стуле крупиц непереваренной пищи можно на пару дней дать в питание ферментные препараты в половинной дозе, или уменьшить дозы еды, сделав приемы пищи более частыми.

Совет

Если у ребенка понос без температуры и он нечастый, при этом малыш хорошо себя чувствует, кушает и играет можно дать сорбент (по типу смекты или энтеросгеля), сварить рисовую кашку на воде и убрать все потенциально слабящие продукты.

Внимание, если у ребенка рвота, понос и лихорадка, не нужно геройствовать и пытаться вылечить малыша, это опасно! Многие боятся ехать в больницу или вызывать врача, «залечат совсем»! Но такое отношение опасно, кишечные инфекции развиваются быстро и дают обезвоживание с поражением нервной системы. Это может стать фатальным для ребенка без правильного восполнения жидкости. Вызовите врача, и до его прихода отпаивайте ребенка жидкостью каждые пять минут по ложечке. Если же понос и рвота не прекращаются, состояние ухудшается – немедленно вызывайте скорую, и в стационар, под капельницу.

Лечение кашля

Чем только не предлагают лечить кашель у ребенка, и многие мамы старательно пользуются всеми средствами как народной медицины, так и традиционной. В результате это приводит к осложнениям.

Кашель – защитная реакция организма, и необходимо устранить его причину, тогда и кашель пройдет быстро.

Нужно знать, в лечении кашля основа – это перевести мучительный и сухой кашель во влажный, а при влажном – откашлять мокроту, чтобы она не застаивалась.

Поэтому, самым действенным методом при сухом кашле являются способы перевода его во влажный – ингаляции или отвары, сиропы, разжижающие мокроту (муколитики). Ингалировать и применять препараты необходимо до хорошего откашливания и влажного, продуктивного кашля.

Затем необходимо применять меры для стимуляции откашливания – делать массаж и гимнастику, применять средства для отхаркивания. А вот применять далее муколитики нельзя – избыток мокроты «заболотит» легкие и может дать там развитие инфекции.

Если за пару дней кашель не переходит во влажный, либо на фоне кашля повышается температура – необходима консультация врача, возможно, присоединилась вторичная инфекция или есть какие-либо проблемы кроме банальной простуды.

В любом случае, даже если вы лечите ребенка сами консультация врача, хотя бы по телефону, будет не лишней. А лучше подружиться со своим семейным или участковым врачом и всегда при первых же признаках болезни звать его на дом или идти на прием. Береженого Бог бережет – это непреложная истина!

Алена Парецкая, педиатр

Источник: http://MedKorr.ru/sovety-pediatra-kak-pravilno-lechit-rebenka/

Как купать новорожденного: температура воды, травы, круг для грудничка

Купание новорожденного — не только гигиеническая процедура, как может показаться на первый взгляд. Это целое событие в жизни ребенка, наполненное эмоциями. Если родителям удастся правильно спланировать процесс купания, это подарит массу положительных эмоций ребенку. Как же правильно организовать купание?

Оглавление: Польза купания Подготовка к купанию новорожденного Как купать новорожденного После водных процедур

Польза купания

Купание — это процедура, которая имеет массу преимуществ. Барахтаясь в просторной емкости, малыш затрачивает много энергии. После процедуры у грудничка отличный аппетит, вскоре он быстро засыпает и крепко спит всю ночь. Купание закаляет ребенка. Для этого необходимо постепенно снижать температуры воды. В итоге малышу будут не страшны никакие ОРВИ.

Многих мам интересует вопрос: когда можно начинать купать ребенка? Педиатры рекомендуют купать малыша в ванночке только после того, когда пупочная ранка полностью заживет, это должно произойти ко второй-третьей недели жизни.

Дело в том, что незаживший пупочек является по своей сути ранкой, через которую в организм ребенка могут попасть бактерии из воды.

До заживления пупочной ранки достаточно протирать кожу новорожденного мокрой губкой, избегая области пупка.

Рекомендуем прочитать: Уход за новорожденным – основные правила

Подготовка к водным процедурам

Купать малыша лучше в специально предназначенной для этого комнате — ванной. Температура воздуха в комнате должна находиться в пределах 22-24 градусов тепла. Непосредственно во время купания дверь должна быть открытой, это предупредит резкий перепад температуры воздуха при выходе из ванной.

В ванной необходимо положить полотенце, в которое мама укутает малыша после купания. В другой комнате заранее нужно приготовить распашонку, ползунки, шапочку, здесь мама будет переодевать малыша.

В чем купать малыша? Педиатры все чаще склоняются к тому мнению, что для купания грудничка лучше использовать большую переносную ванну или даже стационарную ванну для взрослых.

Перед купанием емкость нужно хорошенько промыть кипятком.

Обратите внимание

Если же малыш купается в стационарной ванной и помимо него ей пользуются взрослые — нужно перед каждым купанием обрабатывать поверхность емкости содой и горячей водой.

Рядом с ванной нужно положить такие предметы:

  • Термометр для измерения температуры воды;
  • Детское мыло;
  • Мягкую губку;
  • Кувшин для обливания;
  • Часы, чтобы контролировать длительность процедуры.

Переходим к купанию

Когда все подготовительные мероприятия реализованы — пора приступать непосредственно к купанию. Первым делом нужно наполнить ванну водой. Купать новорожденных лучше в кипяченой воде. В ванну можно добавлять отвар череды. Это растение оказывает дезинфицирующее и противовоспалительное действия.

Готовится отвар очень просто. Для этого необходимо высыпать стакан травы в литровую банку и залить кипятком до края, накрыть крышкой и отставить посуду в сторону. Спустя несколько часов отвар будет готов, его необходимо процедить и вылить настой прямо в ванную. Указанные пропорции подходят для большой ванной.

Деток постарше можно купать и в проточной воде.

Важно! В советское время грудничков купали в воде с добавлением перманганата калия. Сейчас же многие педиатры не рекомендуют использовать марганцовку, поскольку ее нерастворенные кристаллы могут вызвать ожог роговицы глаза и нежной кожи.

Перед купанием необходимо измерить температуру воды. Оптимальная температура воды в маленькой ванночке 36-37 градусов. В большой ванне этот показатель может быть меньше: 33-34 градусов, поскольку в большой емкости вода остывает дольше.

Ванные процедуры нужно проводить не ранее чем через час после кормления или за сорок-пятьдесят минут до кормления. Кроме того, нужно учитывать и время отхода ко сну. Купать новорожденного следует за час-полтора до сна.

Читайте также:  Что такое материнский капитал: 4 условия получения, 4 варианта использования

В дальнейшем родителям нужно постараться проводить купание в одно и то же время, так у малыша выработается собственный режим дня. Педиатры рекомендуют проводить ванные процедуры в вечернее время, поскольку вода замечательно расслабляет и новорожденный может затем крепко проспать всю ночь.

Однако есть небольшой процент детей, на которых ванные процедуры действуют иначе — вызывают повышение активности. Таких деток лучше купать в первой половине дня.

Первое купание для новорожденного является чем-то диковинным, ребенок может испугаться. Поэтому перед процедурой родителям стоит поговорить с ребенком, постараться успокоить.

Купать новорожденного можно одному или вдвоем. Погружать малыша в воду нужно очень медленно. Одной рукой (чаще используют левую) нужно придерживать ребенка за голову и шею.

Оптимально расположить ладонь так, чтоб большой палец лежал на плече малыша, а остальные в подмышечной впадине с той же стороны. Удерживая малыша таким образом его голова и шея удобно расположатся на предплечье взрослого.

Свободной рукой можно ополаскивать водой ребенка.

Важно

Сначала умывают личико младенца, затем кожные складочки и все тело. Один или два раза в неделю можно использовать детское мыло и шампунь. Мыло наносят на мягкую губку и аккуратно, но тщательно протирают кожные складочки. Шампунь необходимо эмульгировать с водой в своей ладони, а затем пену нанести на голову малыша.

Обратите внимание! Несмотря на то, что современные шампуни по заявлению производителей «не щиплят глазки», нужно постараться, чтобы он вовсе не попадал в глаза.

В последнюю очередь моют область промежности. При купании девочек подмывать половые органы нужно по направлению от пупка к заднему проходу.

Важно! Первое купание новорожденного должно длиться не более трех минут. Постепенно время купания детей в первые месяцы жизни увеличивают до пяти-десяти минут. Детям старше полугода можно увеличивать длительность процедуры вплоть до двадцати-тридцати минут.

По завершению процедуры малыша вынимают из ванны и обливают водой из кувшина. Вода должна быть на один-два градуса прохладнее, нежели в ванной. После этого малыша быстренько укутывают в заранее приготовленное полотенце. Растирать кожу не нужно, достаточно аккуратно промокнуть ее.

Купать новорожденных следует ежедневно, а детей старше полугода — через день. Хотя такие рекомендации скорее условные и если ребенку нравятся водные процедуры, можно продолжать купать и каждый день.

Много полезной информации о правилах купания грудничков вы получите, посмотрев видео-обзор доктора Комаровского:

После водных процедур

Укутанного младенца родители выносят в другую комнату, где заранее были приготовлены вещи. Малыша укладывают на пеленальный столик или на кровать, устеленную чистой пеленкой, и разворачивают. Для профилактики опрелостей кожные складочки можно обработать ватным тампоном, смоченным в стерильное растительное масло.

Перед надеванием подгузника нужно насухо вытереть складочки и присыпать их тальком. После всего этого новорожденного одевают в распашонку, подгузники и шапочку.

Стоит воздержаться от пеленания — малыш должен свободного двигать ручками и ножками. Как правило, после водных процедур у грудничков просыпается аппетит.

Поэтому вскоре маме нужно будет покормить ребенка, а затем уложить его спать.

Купание при правильной организации может подарить большое количество бонусов. Это и хороший сон, и укрепление здоровья малыша. Ванные процедуры — это еще и приятный способ проведения совместного досуга мамы и ребенка.

Григорова Валерия, медицинский обозреватель

Источник: https://okeydoc.ru/kak-kupat-novorozhdennogo-sovety-pediatrov/

12 главных ошибок при оказании неотложной помощи

Первую помощь нужно оказывать оперативно и правильно. Причем оба слова здесь являются ключевыми: иногда промедление смерти подобно, а иногда лучше ничего не делать, чем сделать и навредить. Почему с первой помощью не всегда все проходит гладко? Потому что ее обычно оказывают непрофессионалы.

Все мы что-то слышали о жгутах, перевязках и шинах, но довольно часто в памяти остаются довольно примерные сведения о том, как и когда этим нужно пользоваться. В результате жгуты накладываются на несколько часов, а непрямой массаж сердца проводится прямо по сломанным ребрам пострадавшего в ДТП.

Топ-12 ошибок в оказании первой помощи

1. Лишние шевеления

Запомните: пострадавших в ДТП и упавших с высоты до прибытия скорой трогать можно только если там, где они лежат, опасно находиться физически (горящий дом или машина, накренившееся дерево, прибывающая вода и т.п.). Правило «не двигай и не переворачивай пострадавшего без жизненной необходимости» написано кровью и чернилами, выводящими страшное слово «инвалидность».

Достаточно сказать, что спасатели иногда предпочитают разбирать автомобиль вокруг пострадавшего, чем насильственно вытаскивать его оттуда.Не нужно также дергать лишний раз людей с подозрением на инфаркт или инсульт. Такой человек не должен идти в стационар на своих двоих с поддержкой, его нужно нести на носилках. В противном случае «поход» может стоить ему очень дорого.

2.

Вправление «вывихов»

Вы на 100% уверены, что у пострадавшего вывих, и собираетесь его вправить. Остановитесь! Задайте себе простой вопрос: способны ли ваши глаза испускать рентгеновские лучи? Если ответ «да», то вам в Нобелевский комитет или в ближайшую психбольницу.

В остальных случаях (в условиях, отличных от тайги или пустыни) нельзя вправлять самостоятельно то, что похоже на вывих. Потому что даже опытный врач не рискнет определять такую травму на глаз. Адекватные действия в подобной ситуации: поврежденную конечность обездвижить, вызвать «скорую» и ехать в травмпункт.

Теперь об обездвиживании. Накладывание шин — это не приматывание сломанной руки к прямой палке.

Если решили заняться наложением импровизированной шины, имейте в виду: конечность нельзя выпрямлять насильственно! Ее прибинтовывают как есть — в текущем наиболее удобном для пострадавшего положении так, чтобы было обездвижено не только место перелома, но и два, а в некоторых случаях три ближайших сустава.

3. Неумелое жгутование

Совет

При остановке кровотечений методом наложения жгута (начиная с «не там» и заканчивая «надолго») делается столько ошибок, что многие специалисты призывают ограничиваться просто тугой повязкой, сгибать конечность в суставе, который находится выше пострадавшего сосуда, или туго тампонировать рану. В большинстве случаев этого вполне достаточно.

При этом повязки не меняют, а накладывают одна на другую. Прибывшие медики по ним смогут оперативно оценить кровопотерю.Ну, а если речь идет о самом страшном артериальном кровотечении, не стоит тратить драгоценное время на поиски жгута.

Как можно быстрее пережмите пальцами фонтан алой крови, иначе до момента применения знаний по жгутованию человек может не дожить. Даже в случае артериального кровотечения помним, что расчетное время наложения жгута не более 1 часа зимой и 1,5-2 часов летом.

А лучше вне зависимости от времени года распускать жгут каждые 20 минут, дабы потом пострадавший не «благодарил» за потерянную конечность.

4. Остановка кровотечения из носа запрокидыванием головы

Если запрокинуть голову, то кровь из носа идти перестанет. Вот только прекратится ли кровотечение? Нет. Просто кровь будет стекать в носоглотку, а потом в желудок.

Вроде как ничего смертельного, но, во-первых, мы не видим, продолжается ли кровотечение или нет? А во-вторых, есть такая неприятная штука, как кровавая рвота.

При носовом кровотечении адекватная помощь: слегка наклонить голову пострадавшего вперед, затампонировать ноздри чистой салфеткой или ваткой, смоченной в перекиси водорода, а потом уже выяснять причину произошедшего.

5. Лекарственная терапия по наитию

Это самый «увесистый» пункт программы, потому что, несмотря на прямые запреты врачей «это лекарство назначено только вам, не советуйте его никому», в нашей культуре принято рекомендовать препараты для внутреннего применения, исходя из волшебного метода аналогии – «раз мне или еще кому-то в этой ситуации помогало, значит…».

Обратите внимание

Так вот — ничего это не значит!Если человеку плохо, не предлагайте ему лекарства, которые помогали в аналогичной ситуации. Во-первых, совершенно не факт, что схожие внешние симптомы вызваны той же проблемой. Во-вторых, лекарства имеют особенности применения, противопоказания и побочные эффекты, не очевидные для людей без медицинского образования.

Наиболее частая «лекарственная» ошибка — предлагать нитроглицерин всем, кто держится за грудную клетку. Последствия такой помощи могут быть хуже, чем можно представить, вплоть до резкого снижения давления до критического уровня. Единственное исключение: пострадавший сам просит определенный препарат или ингалятор.

В этом случае, скорее всего, он хроник и имеет рекомендации от лечащего врача.

6. Искусственная рвота в случаях, когда ее нельзя допускать

При отравлениях обычно советуют вызывать у пострадавшего рвоту. Однако этого категорически нельзя делать при подозрении на отравление кислотой, щелочью и другими едкими веществами. Если же рвота оправдана, то не нужно самостоятельно использовать марганцовку, соду и т.п. Все что нужно — это много теплой воды.

7. В рот ему ложку — посылка неверная

Чаще всего от насильственного всовывания чего-то в зубы страдают эпилептики.

От ложек, отверток и даже ножей, с помощью которых сердобольные граждане пытаются оказать помощь при приступе, вреда много (сломанные зубы и травмы горла от металлических и обструкции трахеи и бронхов от более хрупких предметов), а толку обычно мало.

Не надо со всей силы удерживать эпилептика за руки и ноги, достаточно слегка поддержать голову, что бы избежать травм, а когда судороги утихнут повернуть человека набок.

8. Масло на ожог, йод в рану

Бабушкино «смажь ожог маслом» въелось в сознание целых поколений и с трудом вытравливается даже упорной долбежкой «нельзя, нельзя, нельзя». Ни маслом, ни всевозможными пантенолами смазывать свежий ожог нельзя. Если, конечно, нет желания усугубить ситуацию.

Правильно охлаждать пораженное место холодной водой, но только не минуту-две, а 10–15–20.Лить йод, спирт и зеленку в глубокую рану также бессмысленно — никакой пользы это не принесет. Только вред. В неумелых руках эти вещества нужны только для смазывания царапин.

В остальном же «чайникам» безопаснее использовать перекись водорода.

9. Хлопки по спине подавившегося

Этот распространенный способ помочь поперхнувшемуся человеку не является самым безопасным. В определенных случаях такие хлопки могут способствовать еще более глубокому проникновению инородного тела в дыхательные пути.

Важно

Определить попадет ли этот случай в категорию опасных заранее нельзя, поэтому лучшая стратегия в этом случае — самому пострадавшему (по возможности без паники) наклониться вперед и сделать несколько резких выдохов.

Или окружающие могут обхватить его сзади под мышки и надавить на солнечное сплетение (не на грудь).

10. Неумелая сердечно-легочная реанимация

По идее делать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание должен уметь каждый, по крайней мере, этому учат, начиная со школы. Но, если вы не умеете, то лучше не браться. А если умеете, то учтите несколько замечаний.

Первое – если у человека бьется сердце и прощупывается пульс, такие мероприятия не нужны! Второе, лупить со всей дури по грудине не нужно и опасно.

Прекардиальный удар, нанесенный неспециалистом, скорее всего, никой пользы не принесет, зато можно сломать ребра и нанести еще кучу травм.

11. Извлечение предметов из ран

Можно достать занозу из пальца, слегка проколовший кожу гвоздь или осколок тарелки, явно не перерезавший палец пополам. Но никогда, ни в коем случае нельзя извлекать никакие предметы из более-менее серьезной раны. Даже если в человеке торчит кусок ржавой проволоки.

Если переживаете за инфекцию — так уже поздно, вся зараза уже давно внутри, с ней можно бороться потом, в отличие от кровотечения.

Врачи «скорой» не для дяди следователя придерживает ножи и прочие посторонние вещи на месте до момента, когда пострадавший окажется в условиях развернутой операционной.

Совет

Потому что в чистом поле, на дороге или дома им нечем будет останавливать кровотечение, которое может открыться после извлекания предмета из раны, и восполнять кровопотерю. Как бы страшно ни выглядел человек с ножом в груди, вынимать его самому категорически нельзя.

12. Алкогольная терапия

Обезболивание алкоголем вошло в фольклор прочнее, чем хотелось бы. Прежде чем предложить кому-то коньячку для анестезии или сугрева, лучше поискать другие варианты оказания помощи или воздержаться от нее вообще. Во-первых, в пьяном угаре изменяется болевая чувствительность, а это лишние шевеления при переломах и затруднение в постановке диагноза. Во-вторых, большинство лекарственных средств не рассчитано на одновременный прием с алкоголем. Не говоря о том, что пьяный пациент — это кошмар врача, которому нужно усмирять и оказывать помощь одновременно. ***В общем, оказывать доврачебную помощь иногда опасно — можно навредить. В США действует закон «доброго самаритянина», по которому человека оказывающего доврачебную помощь в неотложной ситуации нельзя потом тащить в суд за возможный вред. А такие случаи были. Значит ли это, что нужно бросать упавшего на произвол судьбы, оставлять истекающего кровью и оставаться равнодушным к чужой беде? Конечно, нет. Другое дело, что свои действия всегда нужно соизмерять с компетентностью. А еще внимательно слушать чему учат на ОБЖ и пройти курсы оказания первой помощи. Их предлагают МЧС, Красный крест, автошколы, турклубы и множество других организаций. Леонид Щеботанский, Олеся Сосницкая

Источник: https://ollforkids.ru/oshibki.html

Ссылка на основную публикацию